ЦИК прописала алгоритм голосования для моряков и вахтовиков

В повестке дня вчерашнего заседания Центризбиркома было 23 вопроса, и большинство из них были сугубо техническими.

5 сводились к утверждению региональных избиркомов, и, разумеется, все кандидатуры прошли единогласно. Еще три вопроса были связаны с передачей мандатов: из федерального списка был исключен умерший коммунист Виктор Илюхин, его мандат недавно получила Раиса Горячева. Мандат депутата от "Единой России" Татьяны Вороновой после долгих скитаний нашел своего хозяина - Людмилу Пирожникову. Еще одно кресло, от которого по очереди отказались "единороссы" Александр Тягунов и Вадим Якубовский, досталось Алексею Огонькову. Сейчас партийные мандаты подолгу остаются бесхозными: кандидаты, следующие по федеральным спискам, отбиваются от "высокой чести" руками и ногами, потому что садиться в кресло депутата на полгода нет смысла.

Еще один сугубо технический вопрос был, тем не менее, достаточно познавательным: Эльвиру Ермакову лишили права составлять протоколы об административных нарушениях в связи с тем, что она покинула избирательную комиссию. Эта функция теперь возложена на Татьяну Воронову. В КоАП есть статьи, которые предусматривают наказание за нарушение избирательного законодательства. И по ряду статей полномочия по составлению протоколов закреплены за членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченных решением избирательной комиссии. Кроме того, члены ЦИКа утвердили формы удостоверения для членов УИКов на думские и президентские выборы, а также удостоверения кандидатов на две ближайшие федеральные кампании. Документ потенциального парламентария будет выглядеть как карточка, потенциального президента - как книжка. Единственным средством защиты документа будет голограмма круглой гербовой печати Центризбиркома. Кроме того, ЦИК утвердил удостоверения депутата Госдумы VI созыва и президента. Степени защиты от подделок - те же, но, по большому счету, они и не нужны: президенту удостоверение вообще без надобности (представить место, в котором у Дмитрия Медведева потребуют подтвердить его статус, просто невозможно), а депутаты предпочитают пользоваться думскими удостоверениями.

Центральным вопросом должны были стать две пространных инструкции по организации думского и президентского голосования граждан, находящихся в труднодоступных и удаленных местностях, а также моряков, которые в день голосования будут находиться в дальнем походе. Однако обсуждения как такового не было, оба документа были приняты за шесть минут, а их содержательная часть не несла в себе ничего принципиально нового. "РГ" поинтересовалась у секретаря комиссии Николая Конкина, чем правила "труднодоступного" голосования во время федеральных кампаний отличаются от любых других выборов. Он пояснил, что каждые следующие выборы вносят определенные коррективы в механизм и процедуру голосования: "Фактически этот документ дает ответы - что нужно делать в той или иной ситуации".

Для выборов российского парламента и президента на судах будут созданы 1102 избирательных участка. Районов, которые получили статус труднодоступных, гораздо больше, но инструкция будет применяться не ко всем. Например, весь Ненецкий округ и вся территория Ханты-Мансийского округа, кроме Сыктывкара, имеют статус труднодоступных. В Ростовской области еще недавно было около 500 труднодоступных участков. "Там закон был, - пояснил Конкин, - если маршрутный автобус не останавливается возле деревни, то она признается труднодоступной".

Голосование на таких территориях разумеется, не подпадает под действие принятой вчера рекомендации, но это ничего не меняет: на двух ближайших федеральных кампаниях ЦИК в любом случае намерен достать всех.