64-й Каннский международный кинофестиваль открывается сегодня внеконкурсной лентой Вуди Аллена "Полночь в Париже", не только снятой в прекрасной Франции, но и с участием ее первой леди Карлы Бруни в роли музейного экскурсовода.
В главном конкурсе наших картин нет, и пальмовые ветви нам не светят. Зато в конкурсе "Особый взгляд" - два фильма: "Охотник" Бакура Бакурадзе и "Елена" Андрея Звягинцева. "Охотник" был объявлен в программе с самого начала, появление самый в последний момент "Елены" в побочной программе для многих стало неожиданностью: ее уверенно прочили в главный конкурс. Напомню, что у Звягинцева еще со времен его старта - фильма "Возвращение", в 2001 году получившего в Венеции Золотого льва и премию за лучший дебют - установилась репутация одной из главных надежд российского кино. "Еленой" еще на стадии съемок заинтересовались фестивали, включая Канн и Венецию. Тем более что уже сценарий фильма на Санденсе был признан лучшим европейским проектом.
Но картине явно не повезло: она стала жертвой очевидного фестивального политиканства. Попасть в главный каннский конкурс ей помешали неожиданные разногласия в отборочной комиссии, а в конкурс Венеции - судя по всему, избыточная щепетильность по отношению к его российскому конкуренту, уже включенному в программу. В 2007 году в конкурсе Каннского фестиваля Андрей Звягинцев и Александр Сокуров уже сходились в качестве соперников - тогда премию получил фильм Звягинцева "Изгнание", а Сокуров уехал ни с чем, не скрывая раздражения. Вероятно, ни дирекция венецианской Мостры, ни сам Сокуров не хотели повторения щекотливой коллизии, и фильм "Елена", встреченный было с распростертыми объятиями, в венецианский конкурс тоже не попал. Это только гипотеза, но у нее слишком много подтверждений в самой логике - точнее, алогичности - развития событий.
Теперь "Елене" выпала честь 21 мая закрыть программу каннского "Особого взгляда". С одной стороны, это почетно, с другой, крайне неудачно: в последние дни фестиваля уже не выходят здешние ежедневные журналы, не будет оперативной прессы, да и большая часть участников и гостей уже окажутся на пути домой. В общем, не повезло.
...В мае спящий Канн оживает: до небес взлетели цены, набережную Круазетт уже усеяли трехметровые рекламные лики мегазвезд, в город стекаются праздные толпы, жаждущие увидеть звезду хотя бы в три четверти со спины. Слетаются старлетки в надежде, что их заметит продюсер с пухлым бумажником. Готовят кошельки люди бизнеса: на здешнем кинорынке делаются главные европейские покупки. На всех парапетах уже несколько дней стоят живые статуи, работающие кто братом Люмьером, кто Нероном, - если дать монетку, они смогут размять затекшие члены и отвесить вам улыбку для фото. И весь город заклеен фирменным постером Канна-2011: фотографией актрисы Фэй Данауэй, сделанной в 1970 году известным мастером светописи Джерри Шацбергом.
Призы Канна ценятся, как "Оскары". Побывать здесь считает необходимым каждый деятель искусства, политики или бизнеса - это вопрос престижа. Номера в отелях бронируются за год.
Участие нашего кино в каннских конкурсах в советское время было весьма успешным: Золотые пальмовые ветви увозили "Отелло" Сергея Юткевича и "Летят журавли" Михаила Калатозова, призы получали "Сорок первый" и "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Сибириада" Андрея Кончаловского, "Повесть пламенных лет" Юлии Солнцевой, "Солярис" Андрея Тарковского, "Мать" Глеба Панфилова, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе... В постсоветский период наши фильмы стали попадать в Канн все реже, и последний приз, полученный российским кино, - Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание". И если первая часть "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова в 1995 году получила в Канне Гран-при жюри, то вторая часть "Предстояние" вошла в пятерку худших лент фестиваля 2010 года и вызвала скандал в прессе. Что, многие считают, тоже стало причиной настороженного отношения к нашему кино в Канне 2011 года.