Жесткой критике подверглось министерство транспорта со стороны Генпрокуратуры РФ. Поводом послужила служебная проверка, которую ведомство Юрия Чайки провело по результатам завершения федеральной целевой программы "Госграница РФ 2003-2011".
Прокуроры выяснили, что деньги на обустройство водных и железнодорожных ворот страны потрачены как минимум неэффективно. По результатам проверки прокуратура внесла представления в адрес министра транспорта, а также руководителей Росжелдора и Росморречфлота в связи с неправомерным использованием бюджетных средств.
Цена программы - более шести миллиардов рублей. Такую сумму освоили эти два агентства как госзаказчики. А вот как это было сделано, демонстрируют уже другие - прокурорские - цифры.
За те восемь лет, которые действует программа, Росморречфлот ввел в эксплуатацию лишь два из двадцати одного запланированного пункта пропуска через госграницу РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта - три из двадцати одного. Так сказано в пресс-релизе Генпрокуратуры России по итогам проверки выполнения ФЦП.
"Ненадлежащее исполнение ведомствами своих функций, расточительство, многочисленные нарушения законодательства при заключении госконтрактов и осуществлении контроля за их исполнением не позволяют создать и обеспечить функционирование пунктов пропуска через госграницу РФ в полном объеме", - говорится в сообщении.
Официальной реакции на обвинения со стороны минтранса пока не последовало, но можно предположить, что чиновники транспортного ведомства будут в свое оправдание ссылаться на многолетнюю неопределенность с созданием единого Таможенного союза. Долгое время было неясно, где, собственно, будут эти самые ворота - на территории России, в Казахстане или Белоруссии.
Но таким образом можно оправдаться лишь за часть расходов. Например, на проектирование и строительство трех железнодорожных пунктов пропуска на российско-казахстанском участке госграницы потрачено 739 миллионов рублей. Теперь ясно, что потрачены они впустую, поскольку таможенного и пограничного контроля там не будет в связи со вступлением России в Таможенный союз.
Однако есть и такие факты неэффективного расходования госсредств, которые вообще сложно как-либо объяснить. На разработку проектной документации пункта пропуска в Белгородской области, по данным Генпрокуратуры, израсходовано 60 миллионов рублей. При этом земельного участка под эти цели не выделеноТа же ситуация с подготовкой документов пункта пропуска в Курской области. Там потрачено 12,5 миллиона для обустройства пункта, через который товары, лица, транспортные средства и грузы вообще не перемещаются.
Еще один пример странного расходования средств зафиксирован в Омской области. Там заключен государственный контракт на корректировку рабочей документации и строительство железнодорожного пункта, в то время как железнодорожные пути, на которых он расположен, демонтированы.
Генпрокуратурой выявлены факты как неэффективного, так и неправомерного использования казенных денег. По данным ведомства, Росморречфлот, например израсходовал 118 миллионов рублей на расчет стоимости строительства пунктов пропуска. Между тем в программе расчет затрат на эти цели не определен. А в Новороссийске при строительстве пункта был выбран самый дорогой участок из шести рассматриваемых. Генпрокуратура полагает, что все это стало возможным потому, что агентство не осуществляло контроль за ходом и качеством выполняемых работ.