В последние десятилетия европейская повестка дня претерпевает качественные изменения.
Утратили свою былую остроту многие "старые" проблемы континента, включая, к примеру, межгосударственные конфликты. Кануло в Лету - не только дю-юре, но и де-факто - межблоковое противостояние времен "холодной войны".
Тем временем на повестку дня настойчиво выходят новые проблемы, касающиеся в той или иной мере практически каждого европейского государства. Среди важнейших вызовов и угроз для Европы - Европы XXI века - перспективы и формы дальнейшей интеграции, как европейского континента в целом, так и немалой его части, уже объединившейся в ЕС. Это стало особенно очевидным в связи с обострением кризисных явлений в мировой финансово-экономической системе в последние 2-3 года. Ведь даже, казалось бы, самое эффективное межгосударственное объединение новейшей истории - Евросоюз, подвергается в настоящее время серьезным испытаниям на прочность.
Другой важнейший комплекс проблем является следствием последних тенденций в демографической ситуации на европейском континенте, неуклонных качественных перемен этнического состава его населения. Статистика неумолима: коренное население большинства европейских стран стареет, рождаемость падает. Рабочих рук все меньше, а пенсионеров все больше. При всем том, не испытывающие нехватки рабочей силы, динамичные новые индустриальные страны в Азии и Латинской Америке составляют все большую конкуренцию европейским производителям. Таким образом, чтобы избежать падения уровня жизни и темпов развития, европейцам крайне необходимо принимать у себя все большее количество иммигрантов. Однако массовый приток выходцев из стран, чьи обычаи, традиции, религия, культура, существенно отличны от европейской, неизбежно порождает у многих "коренных" европейцев новые серьезные опасения.
Примеры массовых выплесков подобного недовольства, а то, и откровенной ксенофобии, у всех на виду. Цыгане - народ, проживающий на территории Европы с незапамятных времен, по-прежнему вызывают открытую неприязнь населения во многих странах Европы, а также действия репрессивного характера со стороны властей ряда государств. Нынешние бурные события в Северной Африке порождают на наших глазах новую волну миграции, способную не только еще больше повысить градус социального напряжения в ряде государств Западной Европы, но даже поставить под сомнение политику ЕС в области свободного перемещения по территории Союза.
Неудивительно, что, на этом фоне, обостряется и дискуссия о новом "лице" Европы, о соотношении европейских ценностей, складывавшихся на протяжении столетий, если не тысячелетий: демократии, терпимости, свободного стиля жизни, наконец, преимущественно христианского наследия континента - с культурными, социально-психологическими, религиозными особенностями представителей новой волны иммигрантов.
Особую остроту приобретает тема возможности мирного и органичного сосуществования ислама и традиционных европейских ценностей. Наиболее яркий пример последнего времени - столкновения различных точек зрения вокруг ношения традиционной одежды женщинами-мусульманками, постоянно живущими в Европе, - носит, как представляется, больше формальный, показной характер. Подспудно же речь идет об оптимальной модели адаптации иммигрантов, которая была бы приемлема как для "старых", так и для "новых" европейцев. Раздвинула бы границы европейской идентичности, но не изменила бы ее базовую сущность.
В этой связи, кстати сказать, большой интерес вызывает опыт многовекового сосуществования различных этнических и конфессиональных общностей в России. Оно - далеко не одноцветно розовое. И тем не менее нашим западноевропейским соседям есть к чему присмотреться и даже кое-что позаимствовать из нашего опыта.
Принимая во внимание масштабы, значимость и остроту новых вызовов, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд (Thorbjorn Jagland) летом 2010 года обратился к ряду видных и авторитетных европейских политиков и интеллектуалов с просьбой принять участие в работе экспертной группы высокого уровня. Группе видных персон (Group of Eminent Persons), или "Группе мудрецов", как ее стали называть неофициально, было предложено проанализировать основные угрозы и вызовы европейской стабильности, процессу европейской интеграции, европейским ценностям. В том, что касается России, участвовать в этом важном проекте было предложено автору этих строк.
Итогом более чем полугодовой работы данной группы является доклад, названный "Жить вместе в Европе ХХI века в условиях свободы и многообразия" (Living Together. Combining Diversity and Freedom in 21st Century Europe.) 80-страничный Доклад содержит подробный анализ основных проблем, стоящих на пути поступательного развития нашего континента, а также ряд рекомендаций, как общего - стратегического, так и практического характера, адресованных Совету Европы. Доклад представлен Совету министров Совета Европы 11 мая нынешнего года в Стамбуле.
Базовые, исходные принципы доклада, коренятся в императиве незыблемого соблюдения Европейской конвенции прав человека, в особенности, в том, что касается свобод личности, равенства всех перед законом. Подчеркивается различие между интеграцией (которая - обязательна для всех иммигрантов, поскольку иное неизбежно приведет к расколу в обществе) и ассимиляцией, которой никто не вправе требовать от иммигрантов. Люди, приезжающие в Европу, обязаны соблюдать законы стран пребывания. Не только уважать, но и адаптироваться к их образу жизни и традициям. При всем том, никто не вправе принуждать иммигрантов к смене идентичности или принятию одной идентичности в ущерб другой.
По убеждению авторов доклада, жителям европейских стран следует приветствовать растущее этническое, культурное и религиозное разнообразие континента, как повышающее социально-экономический тонус и конкурентоспособность Европы в эпоху глобализации. Однако гармоничное развитие в этом случае возможно лишь при условии равного отношения со стороны каждого государства ко всем гражданам, независимо от происхождения, цвета кожи, религии и т.п., а также всех граждан - друг к другу. После получения гражданства, иммигранты имеют, к примеру, полное право участвовать в процессе национального законотворчества. Однако ни религиозные, ни культурные особенности не могут быть предлогом или оправданием для противоправных действий.
Доклад состоит из двух частей: "Угрозы" и "Реакция на угрозы". В первой части, кратко проанализированы 8 особенно значимых вызовов тем ценностям, на которых основана система Совета Европы. Это - рост нетерпимости, всё более ощутимая общественная поддержка ксенофобии и бравирующих ею популистских партий, дискриминация, рост числа нелегальных, нигде не зарегистрированных иммигрантов, фактически "лишенных всех прав", внедрение вновь прибывшими "параллельных социальных структур", исламский экстремизм, утрата демократических свобод, конфликтный потенциал между свободой совести и свободой слова.
Среди основных причин, порождающих отмеченные угрозы, по мнению авторов доклада, особенно выделяются следующие: падение уровня жизни и рост ощущения незащищенности во многих странах, вызванные экономическим кризисом последних лет; увеличивающийся приток иммигрантов, масштабы которого часто переоцениваются общественным мнением; неверные представления и ложные стереотипы о жизни меньшинств, бытующие в общественном сознании, часто - вследствие искаженной информации, поступающей через СМИ; дефицит масштабных политических лидеров, способных возродить уверенность в будущем посредством четкого видения европейской перспективы.
Во второй рекомендательной части доклада содержатся 59 "рекомендаций к действию", 17 из которых носят "стратегический" характер и обращены, по сути дела, к европейскому обществу в целом. Остальные, "специальные", рекомендации, адресованы в первую очередь институтам Евросоюза, а также Совету Европы, включая всех его государств-участников.
17 "стратегических", "руководящих принципов", по мнению "Группы мудрецов", должны лечь в основу европейской повестки дня, направленной на решение выявленных в докладе проблем. Этими же принципами могли бы руководствоваться в своей работе лидеры общественного мнения и активисты гражданского общества. В соответствии с рекомендациями, начать следует с четкого прояснения вопроса о том, "каковы нынешние законы, и как их следует откорректировать". Далее - кратко обозначаются роли и основные задачи общественных и государственных институтов в ходе решения проблем дальнейшего развития демократии, прав человека, обеспечения социальной гармонии. Речь идет об образовательных учреждениях, СМИ, работодателях, профсоюзах, институтах гражданского общества, религиозных конфессиях и группах, известных персонах, выступающих в качестве "ролевых моделей", о больших и малых городах, о государствах - членах совета Европы, наконец, о европейских и международных организациях.
Обращаясь к руководству европейских государств, авторы доклада призывают их в первую очередь предоставить полноценное гражданство максимально возможному числу лиц, постоянно проживающих на их территории. В качестве промежуточной меры предлагается дать постоянно проживающим в странах иммигрантам право голоса на выборах в местные органы власти. Ни в коей мере не ставя под сомнение, право национальных государств ограничивать иммиграцию на территорию их стран, авторы вместе с тем, призывают всех европейцев относиться с большей терпимостью и гуманностью ко всем, кого экстренные обстоятельства вынуждают искать убежище в Европе.
Среди других важнейших рекомендаций, следует упомянуть предложение о созыве совместного саммита государств - членов Совета Европы и ЕС, где можно было бы на высшем политическом уровне обсудить наиболее острые стратегические угрозы будущему Европы в условиях ее растущего многообразия и дать старт разработке комплексной коллективной стратегии решения задач нового времени.
Доклад "Группы мудрецов" ЕС планируется опубликовать во всех государствах - членах Совета Европы, включая Россию, для широкого обсуждения политиками, экспертами и общественностью.
В состав "Группы мудрецов" Совета Европы входят: Йозеф ("Йошка")Мартин Фишер (Joseph Martin Fischer), министр иностранных дел и вице-канцлер ФРГ в 1998-2005 гг. - председатель Группы; Эмма Бонино (Emma Bonino) - вице-председатель Сената Италии; Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash) - известный историк, профессор Европейских исследований в Оксфордском университете; Мартин Хирш (Martin Hirsch) - видный политический и общественный деятель Франции; Данута Хюбнер (Danuta Hubner) - депутат Европарламента, известный экономист и политик Польши; Айсе Кадыоглу (Ayse Kadioglu) - профессор политических исследований университета Сабанчи (Sabanci), Турция; Соня Лихт (Sonjia Licht) - известный социолог и активистка международного правозащитного движения, Сербия; В.П. Лукин - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Хавьер Солана Мадариага (Javier Solana Madariaga) - бывший генсек НАТО, первый Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности, Эдвард Мортимер (Edward Mortimer) - известный британский писатель и журналист, выступал в качестве редактора - составителя текста доклада.