Десятый сезон Московского Пасхального фестиваля финишировал по своей традиции в День Победы приношением Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева ветеранам - благотворительным концертом опен-эйр на Поклонной горе, колокольными звонами на улицах Москвы и вечерней концертной программой в Доме музыки.
Нынешний юбилейный транзит Пасхального фестиваля оказался самым масштабным (соответственно, и изнурительным), представив за 16 дней 25 концертов оркестра Мариинки в пяти странах СНГ и Балтии. Семь программ в Москве и два гастрольных тура: сначала - по городам Урала, Сибири и Казахстана, затем - по Центральной России, Украине, Литве и Белоруссии. 12 000 километров маршрута. В афишах: Щедрин, Прокофьев, Малер, Барток, Шостакович, Григ, Мусоргский; мировая премьера "Траурной музыки" Феликса Кругликова; опера Доницетти "Лючия ди Ламмермур" с участием Натали Дессей; "Реквием" Верди с Ольгой Бородиной и Ильдаром Абдразаковым; сольные концерты молодых лауреатов Конкурса имени Шопена и мариинского баса Михаила Петренко; выступления Олли Мустонена и Дениса Мацуева; премьеры Мариинского оркестра - "Литовская сага" Щедрина и "Незаконченная симфония" Альгирдаса Мартинаитиса в Вильнюсе.
Впрочем, чисто концертные "сюжеты" складывались у Гергиева только в гостях: в Астане, Алма-Ате, Киеве, Вильнюсе и в Минске. В российских же регионах ежегодно приходится сталкиваться с одной и той же ситуацией: отсутствие концертных залов, скудное местное финансирование культуры. "Практически все залы у нас построены еще в советские времена и находятся в ужасном состоянии", - рассказал Гергиев. Встречаясь с представителями местной власти, он теперь ставит конкретный вопрос о строительстве новых залов и поддержке музыкантов. По словам Гергиева, "это, как правило, вызывает отклики. В частности, в Липецке и Воронеже губернаторы пообещали, что будут построены новые концертные залы. В Омске появился замечательный концертный зал. И это дает повод думать, что у нас будут дела идти не хуже и хуже, а все-таки лучше и лучше".
Одной из главных точек Пасхального маршрута неожиданно оказался Смоленск - родина Глинки и Грибоедова, огромного числа известных поэтов, художников, музыкантов, артистов, мекка для творцов во времена Серебряного века. Однако сегодня, в преддверии своего 1150-летия, Смоленск производит впечатления города-руины.
Для маэстро же в Смоленске, как и везде, было важно понять, что реально происходит с культурой города. Оказалось, что музыкальная жизнь города, некогда славившаяся Фестивалем имени Глинки, элитными исполнителями, регулярно приезжавшими выступать в филармонию, иссякла почти до нуля. Сейчас о том времени горожане вспоминают как о Золотом веке Смоленска.
Особенно скандальной оказалась свежая история, связанная с изгнанием Смоленского музыкального училища из своего здания в бывшее помещение кулинарного техникума. Администрацию города, поставившую цель заполучить любой ценой здание в центре, даже не смутил факт, что образовательные учреждения по закону не могут находиться рядом с питейными заведениями, а в данном случае и вовсе иметь общую стену с четырьмя (!) ресторанами, барами и ночными клубами, а также вид из окон классов (для занятий будущих музыкантов, а не зэков) на колючую проволоку и мусорные баки с отходами бурной ресторанной жизни. Педагоги, ученики, родители, городская интеллигенция были возмущены, в поддержку училища выступал Владимир Спиваков, но на все обращения был получен отказ.
Как подчеркнул маэстро для местной прессы: "В Смоленске мне очень хотелось бы поддержать коллег, поддержать музыкально-образовательные учреждения. Я когда-то сам учился в очень небольшом училище и очень благодарен судьбе, что учился во Владикавказе - старинном городе примерно таких же масштабов, как Смоленск. Я думаю этот разговор продолжить в Москве. Мариинский театр начинал свою историю с великих творений Глинки, вашего земляка - это начало начал для всех нас".
Надо заметить, что музыканты города ждали приезда Гергиева с оркестром как чуда. Ничего равного по статусу этому музыкальному событию в последние десятилетия здесь не случалось. Оркестр это чувствовал и выдал своего "лучшего" Малера - на подъеме, в своей неподражаемой эмоционально захватывающей манере. На "бис" - коронная для оркестра глинковская увертюра к "Руслану и Людмиле", граничащая по своему стремительному темпу с трюком. Зал устроил овацию оркестру минут на двадцать. Но главным итогом этого смоленского вечера стала спонтанная встреча маэстро с педагогами и студентами музыкального училища за кулисами. Все вместе пошли к памятнику Глинке в старинном парке Блонье, где маэстро в глухой темноте, поразительной для центра города, имел разговор с исполняющим обязанности губернатора Александром Логутовым. Со стороны руководства города было обещано не переселять музыкальное училище в "скандальное" помещение. Конечно, хочется верить, что все произойдет так, как обещали местные власти, тогда действительно можно говорить о том, что в стране есть признаки культурного возрождения.