Из чего складываются доходы музеев Юга России, выяснили корреспонденты "РГ".
В Волгоградской области работает почти триста музеев. Большая их часть действует при школах, немало и корпоративных собраний ценностей. Тут и знаменитый на весь мир памятник федерального значения музей-заповедник "Сталинградская битва", а также краеведческий и историко-архитектурный музеи, музей изобразительных искусств. На полках и в запасниках этих очагов культуры хранится почти 500 тысяч экспонатов, посмотреть на которые каждый год приходят более 800 тысяч посетителей.
Волгоградским музеям, получающим финансирование из бюджета (а таких большинство), остался всего год на определение своей стратегии развития. К 1 января 2012 года им придется перерегистрироваться, выбрав одну из трех возможных моделей. Первая - казенное учреждение. Оно получит минимум самостоятельности при максимальном бюджетном финансировании. Второе - бюджетное учреждение, оно будет работать на госзаказ, зарабатывая на остальные виды деятельности сопутствующими или дополнительными услугами. Третья форма хозяйствования, автономная, позволяет музею работать независимо от властей, которые его учредили.
Получается, вопрос о хотя бы частичном самообеспечении встает перед всеми типами культурных ведомств. На чем же может заработать нынешний музей? На показе своих экспонатов, организации сторонних выставок, на образовательных услугах (специально подготовленных экскурсиях, лекциях, исследовательских проектах и мастерклассах творцов), на проведении в музее разного рода мероприятий. Хорошо, если учреждение культуры получает и не связанный напрямую с основной деятельностью доход от услуг, востребованных посетителями, - изготавливает и продает сувениры со своей символикой, книги и даже организует питание гостей.
В идеале, как показала мировая практика, доходы музея должны складываться из трех равных частей: бюджетных субсидий, собственных доходов и средств спонсоров. Однако в российской практике два последних источника денег не приносят. Вся тяжесть культурной нагрузки ложится на бюджеты разных уровней. Задуманная властями реформа должна создать стимулы по преодолению этого дисбаланса.
- Понятно, что экономических предпосылок для преобразования в автономные учреждения у подавляющего большинства волгоградских музеев пока нет, - полагает председатель областного комитета культуры Виктор Гепфнер. - Мешает катастрофическое состояние музейных зданий и помещений. Именно власти должны помочь самым сильным и крепким учреждениям подойти вплотную к самоокупаемости, создать материально-техническую базу для дальнейшего внедрения элементов самоокупаемости. Два базовых музея, краеведческий и изобразительных искусств, впервые за долгие годы получат масштабное бюджетное финансирование для проведения капитального ремонта. Далее мы будем включать в эту программу и другие хранилища ценностей.
Скудость бюджетных средств и катастрофическая изношенность зданий и помещений - проблема серьезная, но не единственная.
- Задача любого музея - хранить экспонаты, изучать и описывать их, а также представлять публике. Третья функция до последнего времени считалась вспомогательной. А ей пора выходить на ведущие позиции, - считает искусствовед, кандидат исторических наук Татьяна Гафар. - Музеям следует обращаться к специалистам по менеджменту и маркетингу, которые способны провести анализ, чего хочет публика и что музей может ей предложить. Анализ должен вестись исходя из имеющихся у музея ресурсов. Но параллельно должен идти поиск новых ресурсов, поиск путей встраивания музея в стратегии развития региона, города, района и даже соседней школы. Важно добиться положительного эффекта от этого объединения и привлечь в музей дополнительные финансовые потоки.
Конечно, в идеале музейщики хотели бы рассчитывать и на средства некоммерческих фондов, частных инвесторов и меценатов. Но пока эта сфера в России лишь начинает развиваться, и быстрого эффекта от нее ждать не стоит.
Чтобы показать, как вышеописанная модель работает на практике, приведем пример частного музея русской сказки, созданного пару лет назад в Среднеахтубинском районе семейной парой Павловых. Можно спорить о ценности их самодельных экспонатов и о соответствии их модели формату музея. Но энтузиасты на практике показали, как продвигать комплексную услугу в сфере досуга. Гостя надо удивить, развлечь, накормить и даже вручить фото на память. При таком подходе желающих интересно и весело провести время не останавливают ни высокие цены на билеты, ни дальняя дорога. Людям хочется ярких зрелищ, неожиданных эмоций, и если им это дают, они готовы платить. Конечно, музейщики хотели бы рассчитывать и на средства некоммерческих фондов, частных инвесторов и меценатов. Но пока эта сфера в России лишь начинает развиваться, и быстрого эффекта от нее ждать не стоит.
Необычные способы заработка придумали в музеях Ростовской области. За отдельную плату можно посетить литературные гостиные в Новочеркасском музее истории донского казачества, а в Волгодонском эколого-историческом музее за небольшую сумму выдают информационную справку по истории города, знаменитых земляках и многом другом.
- В Ростовской области один государственный, 15 областных и 25 муниципальных музеев, для которых предусмотрены разные виды финансовой поддержки, - рассказывает начальник отдела управления музеями, библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями областного министерства культуры Владимир Неуструев. - Например, Государственный музей-заповедник Шолохова содержится целиком на средства из федерального бюджета. Муниципальные музеи живут за счет денег местного бюджета.
На содержание музеев предусмотрены средства, заложенные в трех областных целевых программах. Средства областной казны идут, в частности, на ремонт и реставрацию помещений, организуются социально значимые мероприятия. В рамках программы по развитию туризма проводится обновление коллекций и создание новых экспозиций в Азовском палеонтологическом музее-заповеднике, археологическом музее-заповеднике "Танаис" и Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике.
В объеме финансирования музеев 75-95 процентов приходится на средства федерального и областного бюджетов. Остальное - прибыль музеев от посещения выставок, экскурсий и оказания платных дополнительных услуг.
Помимо общепринятых коммерческих выставок, почти у каждого музея имеются свои особенные способы заработать. Например, в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике имеется таксидермическая лаборатория, где любой желающий может заказать изготовление чучела животного или птицы. Помимо того, музей проводит на заказ археологические исследования, например, перед началом строительства. Прибыль от выставок и вышеназванных услуг составляет четверть бюджета музея.
Сотрудники Волгодонского художественного музея зарабатывает тем, что изготавливают на заказ рамы для картин, а также производят оценку степени сохранности предметов искусства.
В Аксайском военно-историческом музее активно организуют культурно-массовые мероприятия, посещение некоторых из них стоит денег. Например, это праздник масленицы, ночь Ивана Купала.
- Мы устраиваем костюмированные представления с песнями, плясками и конкурсами для зрителей. Знаете, и не хотелось бы превращать музей в театр, но по-другому нам не выжить, надо как-то привлекать людей, - признается директор Ирина Панченко.
Платные развлекательные мероприятия практикуют также Гуковский музей шахтерского труда, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества и Новочеркасский музей истории донского казачества.
По словам сотрудников музеев, дополнительные услуги хоть и не приносят значительной прибыли, но помогают держаться на плаву.