10.05.2011 23:40
    Поделиться

    Российские путешественники стали обходить Владимирскую область стороной

    Туристическая отрасль нуждается в новых продуктах и развитии городской среды

    Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли в Боголюбове, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и другие жемчужины древнерусской архитектуры долгое время делали регион привлекательным в глазах туристов. Однако в последние годы на внутреннем турпотоке наметился спад, и, похоже, владимирский участок Золотого кольца постепенно разъедает коррозия. "РГ" попыталась разобраться, почему российские путешественники стали обходить Владимирщину стороной.

    Богатырский размах

    Культурно-исторический потенциал Владимирской области велик. Кроме Суздаля и Владимира, известных прекрасными памятниками домонгольского периода, есть Александров, где находится музей федерального значения "Александровская слобода", Муром, связанный с именами святых Петра и Февроньи, покровителей семьи и брака, Гороховец, с маленькими, игрушечными, но очень красивыми храмами, а в последнее время популярный еще и благодаря горнолыжному курорту "Пужалова гора".

    В 2009 году объем услуг, оказанных предприятиями туристической индустрии области, составил 2,7 миллиарда рублей. Это около восьми процентов валового регионального продукта, что дает основания считать туризм одной из приоритетных сфер в экономике Владимирской области. Об этом же говорит и реализация с 1997 года региональных программ поддержки отрасли, объединенных единым брендом "Малое Золотое кольцо".

    - Самым крупным проектом последних лет, реализуемым в том числе за счет средств областного бюджета, стал фестиваль "Богатырские забавы", - рассказывает замдиректора облдепартамента по физической культуре, спорту и туризму Владимир Панов. - Он ежегодно проводится в шести городах и в каждом имеет свою специфику. В Гороховце это "Купеческий разгуляй", во Владимире - "Княжеские потехи", в Юрьев-Польском - "Юрьевская застава", в Муроме - "Богатырское раздолье", в Суздале - "Мужицкие игрища" и "Царские забавы" в Александрове. В этом году фестиваль будет проводиться в течение всего летнего сезона.

    В области появилось и несколько новых туристических продуктов. В депрессивном Судогодском районе стали развивать экологический туризм. Для жителей крупных городов, скажем москвичей, это отличная возможность подышать чистым воздухом, искупаться в прозрачной воде, посмотреть на поляны ландышей и даже заглянуть в уникальный женьшенарий. Любителям активного отдыха агентства предлагают байдарочные, лыжные и велосипедные туры. Туристы могут пожить в настоящих деревянных домиках, попариться в русской баньке, попробовать чай на травах с вареньем из сосновых шишек и традиционные блины.

    Объем услуг, оказанных предприятиями туриндустрии области, составляет около восьми процентов валового регионально продукта

    Продвижение туристического продукта требует немалых затрат. В 2009 и 2010 годах из областного бюджета на программные мероприятия ежегодно выделяли по 6,3 миллиона рублей. Деньги шли на участие в выставках, издание рекламной продукции, создание фильмов об исторических городах, презентаций, новых событийных и анимационных программ, проведение областных конкурсов, семинаров для бизнеса и чиновников.

    Правда, в департаменте признают, что в прошлом и позапрошлом годах объем внутреннего туризма сократился. В обладминистрации уверены: эта тенденция носит временный характер - неослабевающий интерес к региону гарантирован культурно-историческими ценностями. Но сами участники туристического рынка настроены менее оптимистично. Они считают, что перемены для владимирского туризма - это вопрос выживания в острой конкурентной борьбе с соседними Костромской, Ивановской и Ярославской областями.

    Темно и страшно

    - В нашей области практически не создаются новые уникальные продукты, а ведь именно они определяют качество туризма и мотивацию гостя региона к поездке, - говорит директор гостиничного комплекса "Горячие ключи" в Суздале Игорь Кехтер. - А что сегодня видит турист, который едет по Золотому кольцу? В Ярославле - Кремль, в Костроме - соборы, в Суздале и Владимире - тоже соборы. Экспозиции во многом схожи, путешественнику скучно. Да и в следующий раз смотреть на те же самые храмы он точно не поедет.

    По мнению эксперта, туристический город должен создавать свое неповторимое лицо. Это не столько сложно, сколько затратно, и тут хорошей поддержкой бизнесу были бы кредиты на льготных условиях. Иногда уникальный продукт и вовсе не надо "выпекать", он уже есть, но над ним надо работать, доводить до ума, опять же вкладывая деньги. Взять хотя бы замок Храповицкого, точнее его развалины, на который тем не менее приезжают посмотреть туристы, или монастырь в селе Санино, с мироточащими иконами, целебной водой из родника и подлинной церковной утварью XVIII века.

    Но дело не только в уникальных брендах. Кто поедет за сотни километров в хмурый и грязный райцентр, где по вечерам не светят фонари, качество дорог желает лучшего, не хватает достойных, но дешевых гостиниц, а вечером некуда пойти "культурно отдохнуть", кроме ресторана или кафе. Городскую инфраструктуру невозможно рассматривать отдельно - она вместе с экскурсиями и есть цельный туристический продукт, продаваемый агентствами и операторами.

    - Что можно сделать на шесть миллионов в год?! - рассуждает Игорь Кехтер. - Львиную долю денег, наверняка, съедают "Богатырские забавы". В города же вкладывается самая малость. Попробуйте выйти после семи вечера в Суздале на улицу - вы не увидите ни одного туриста. Темно и страшно.

    Впрочем, несмотря ни на что, Суздаль позиционируется как центр мирового туризма, и цены в местных гостиницах - под стать. Во Владимирской области насчитывается 166 коллективных средств размещения. Подавляющая их часть претендует на высокий уровень, что, впрочем, не всегда соответствует действительности. При этом найти достойный, но дешевый ночлег невозможно.

    - Я не могу назвать ни одного мотеля, где можно переночевать за 600-800 рублей, - говорит директор агентства "Интурист" Валерий Багрянский. - В Суздале есть гостевые дома, но и в них цены тоже высокие. Гостиниц строится много, но все почему-то стремятся сделать что-то дорогостоящее, класса "вип". Между тем большинство туристов спрашивают недорогие мотели, где можно переночевать и отправиться дальше.

    Одни в поле

    Сделать качественный эксклюзивный и доступный турпродукт мало. Нужно уметь завернуть его в красивую, привлекательную упаковку, чтобы выгодно продать. Сегодня правильно выбранная стратегия продвижения на рынке решает многое, если не все. И здесь владимирские бизнесмены вынуждены признать, что ощущают нехватку помощи со стороны местных властей.

    Семь лет назад предприниматель Андрей Князев создал в Гороховце, стоящем на высоких холмах, горнолыжный курорт "Пужалова гора". Зимой тут катаются лыжники, а летом работает парк приключений с эксклюзивными аттракционами - летними санками и подушками-ватрушками. Уголок Швейцарии по доступным региональным ценам облюбовали москвичи, нижегородцы и жители других крупных городов. Директору надо бы гордиться и радоваться, но он сдерживается.

    - Я понимаю, что Владимир и Суздаль - города более раскрученные и вкладывать в них выгоднее. Но хотелось бы, чтобы власти обратили внимание и на нас. Мы не просим кредитов, но нам не хватает продвижения на рынке программ для детей, ведь, по сути, это социальные проекты. Что касается спорта, то за все годы у нас не провели ни одного областного соревнования. Поддержка чиновников нужна и для того, чтобы войти в федеральную программу, правильно составить документы.

    Пять лет назад предприимчивый гороховчанин предложил чиновникам концепцию реконструкции исторического ядра райцентра, разработанную проектным институтом. Но интересный проект не нашел понимания у властей, а один в поле не воин. Осознавая это, в том же Суздале предприниматели решили действовать сообща и создали внебюджетный Фонд развития города. Привлеченные инвестиции будут направлять на решение острых городских проблем. В ближайшее время бизнесмены собираются создать единый туристическо-информационный центр. Возможно, этот опыт найдет применение и в других районах.

    Поделиться