Критическое состояние российской гражданской авиации возникло из-за недостатков в организации государственной системы управления. Этот главный вывод озвучил вчера журналистам аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин по результатам проверки аэропортов Шереметьево и Домодедово.
Оценивалась эффективность использования средств федерального бюджета и госимущества. Проверку, напомнил он, спровоцировал транспортный коллапс в декабре 2010 года, когда в обоих аэропортах были отменены и задержаны почти 700 рейсов (228 в Домодедово и 428 - в Шереметьево). А десятки тысяч пассажиров стали заложниками ситуации.
По словам Рябухина, госрегулирование и контроль за гражданским авиаперевозками разделены между четырьмя ведомствами. Это минтранс, Ространснадзор, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). И такая структура не соответствует стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, сослался аудитор на этот авторитетный орган контроля, в 2008 году его эксперты провели в России плановую проверку российского воздушного хозяйства и обратили особое внимание на недостатки авиационного законодательства. По результатам уже собственной проверки Счетная палата усмотрела в этом инертность ведомств. "Четыре года назад в России был принят Федеральный закон "О транспортной безопасности", но многие необходимые нормативные документы, в том числе о безопасности в аэропортах, в продолжение этого закона до сих пор так и не приняты", - отметил Рябухин.
Например, в Шереметьево рейсы были в основном отменены из-за отсутствия специальной жидкости и техники по обработке наледи, сказал Рябухин. Напомним, что речь идет об одном перевозчике - Аэрофлоте, который импортировал жидкость из Германии. При этом аудитор сообщил, что в 2009 году минтранс отменил свою инструкцию по подготовке аэропортов к осенне-зимнему периоду. Но взамен никаких документов не последовало. В итоге эти решения отданы на усмотрение многочисленных организаций, которые эксплуатируют аэропорты. В чрезвычайной ситуации отключения электроэнергии 26-31 декабря 2010 года сотрудники аэропортов и представители госорганов в Домодедово действовали исходя из распорядительных документов иностранной компании "Эрпорт менеджмент компании Лимитед" с острова Мэн, а не на основании порядка, предусмотренного для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Недопустимым аудитор считает и существующее разделение аэропорта Домодедово на отдельные объекты с разными формами собственности, а также закрепление в федеральной собственности из всего аэропорта только аэродрома. "Такая "конструкция" нарушает единство технологического имущественного комплекса недвижимости федерального аэропорта, создает риски в обслуживании прибытия и убытия самолетов", - пояснил Рябухин. Состояние имущественного комплекса тоже вызывает вопросы. Вкладывая миллиарды рублей в аэродромное хозяйство, государство не имеет отдачи от своих ФГУПов в Домодедово и Шереметьево. Вместо того, чтобы покрывать затраты и работать на бюджет, ФГУПы убыточны. Есть риск покрыть их растратную деятельность из бюджета. Речь, по словам Рябухина, идет о миллиарде рублей. На такую сумму, без согласования с государством, ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" затеяла сделку с необеспеченными векселями по реконструкции объектов недвижимости. В итоге на 31 декабря 2009 года у ФГУП образовалась кредиторская задолженность на 977 тысяч рублей, констатировал аудитор. Обнаружено и нарушение земельного законодательства: 4 земельных участка площадью свыше четырех гектаров в границах аэропорта Домодедово проданы в частную собственность кипрской компании "Асьенда инвестменс Лимитед". "Эти участки надо возвращать в законное состояние", - сказал Рябухин. Итоги проверки переданы в прокуратуру.