Ни много ни мало, а две с половиной тысячи километров по дорогам Союзного государства проехал корреспондент "СОЮЗа. Беларусь-Россия" в колоне автопробега "Брестская крепость: 1941-2011". А организовали акцию брутальные парни из московского клуба внедорожников УАЗ Патриот "Легенда", посвятив ее памяти защитников легендарной крепости, которая 22 июня отметит печальную дату: 70-летие нападения немецких фашистов на нашу бывшую общую родину СССР.
Готовить пробег участники клуба начали сразу после Нового года, пока, наконец, не собралась команда из более чем двух десятков экипажей. Но в начале нашего рассказа необходимы пояснения. Офицер МВД Максим Зорин, руководитель клуба УАЗ Патриот "Легенда", рассказал мне, что клуб насчитывает около 90 постоянных членов, а с идеей пробега до Брест выступил один из активнейших членов "Легенды" Михаил Белогуров, кандидат исторических наук, член Союза журналистов Москвы и Гильдии автомобильных журналистов, ставший в результате идеологом и командором пробега.
- После просмотра фильма "Брестская крепость" цель нашего автопробега обозначилась особенно четко: этой акцией мы хотели еще раз напомнить гражданам Союзного государства о грядущей 70-й дате нападения фашистов на Брест и отдать долг памяти людям, первыми принявшим удар агрессора, - поясняет Максим Зорин.
В пробеге приняли участие люди самых разных профессий - от бизнесменов и поваров до водителей и цветоводов. Не надо думать, что среди почитателей знаменитого русского джипа - исключительно крутые парни, гнущие руками подковы. Отнюдь. Ехали целыми семьями. Один семейный экипаж, например, хоть и имел фамилию Крутых, но состоял из молодого папы Алексея, не менее молодой мамы Александры, 12-летнего сына и двух дочерей, младшей из которых едва исполнилось четыре. Малышка, впрочем, достойно переносила тяготы кочевой жизни.
Итак, сотни километров - позади и пора поделиться впечатлениями, а также подвести и некоторые итоги.
В Минске я познакомился с замечательным человеком, Дмитрием Сенько, председателем Белорусского отделения Международного общественного фонда имени Г. Жукова. Последнее десятилетие он занимается тем, что пропагандирует в Беларуси имя легендарного русского полководца. Во многом благодаря его личным хлопотам в одном из столичных скверов недавно был установлен бронзовый бюст легендарного полководца. Участники пробега не преминули посетить это место и возложить цветы к гранитному подножию монумента. После чего Дмитрий Сенько проводил нас в среднюю минскую школу N 83, носящую имя маршала Жукова, и показал роскошный музей, ему посвященный.
Потом я напрямую спросил у Дмитрия Андреевича: чего, по его мнению, сегодня не хватает интеграции наших двух государств?
- Мало знаем друг о друге, - посетовал он. - СМИ почему-то широко освещают лишь споры "хозяйствующих субъектов". Со стороны послушаешь - не союзники мы, а чуть ли не первые враги. Но ведь это совсем не так. Я-то хорошо знаю - мы единый народ...
Дмитрий Андреевич прав, мало кто знает, что россияне и белорусы нынче наделены равными правами в обеих странах: свободны в передвижениях и в выборе места жительства, перебравшись из одной страны в другую, те и другие получают одинаковые с коренными жителями права в вопросах соцобеспечения и медобслуживания. Да что говорить! Взять банальный переход границы - дело обременительное в любой точке земли, не добавляющее положительных эмоций. Ничего подобного нет на российско-белорусской границе. Караван уазовских джипов проскочил ее так же легко, как и границу между Московской и Смоленской областями. Увы, наша поездка показала - мало кто из белорусов, а еще меньше россиян, догадывается о всех преференциях, предоставляемых своим гражданам Союзным государством. Причину этого многие мои собеседники в обеих странах видят в слабой пропаганде.
- К сожалению, на Союз работает ограниченный круг печатных изданий и, увы, один общий телеканал, - сетует Дмитрий Сенько.
Того же мнения и Анатолий Хоменко, директор легендарного Московского музея техники им. В. Задорожного, с территории которого стартовал автопробег, и закаленный ветрами дальних странствий джипер из Питера Михаил Смагин, и жители небольшого белорусского городка Несвиж, и многие другие.
Хочется надеяться, что экспедиция клуба УАЗ Патриот "Легенда", колесившая четверо суток по дорогам двух государств, хоть чуточку приблизила решение этой проблемы.
Может, кого и покорежит это журналистское украшательство, но слова из песни не выкинешь: два дня, пока караван российских джипов, наматывая на колеса километры, двигался к Бресту, лил нескончаемый дождь. Но стоило запарковаться у стен легендарной крепости, как дождь прекратился и выглянуло яркое солнце.
А накануне в Минске, преодолев первые 800 верст пути, участники автопробега под проливным дождем отправились возлагать цветы к станции минского метро "Октябрьская", где в результате теракта 11 апреля 2011 года погибли люди.
Потом нас опять ждала дорога. Стоит отметить, что из Москвы стартовало 12 экипажей, а в Брест прибыло уже 22. Дело в том, что к автопробегу в пути присоединились экипажи из Санкт-Петербурга, Воронежа и Могилева.
Итак, 8 мая, Брестская крепость. Порадовало огромное количество молодежи, огорчило, увы, полное отсутствие ветеранов Великой Отечественной. Проведя несколько часов на территории цитадели, я, как ни старался, не встретил ни одного пожилого человека с боевыми наградами на груди. Время сделало свое черное дело - ветераны ушли, оставив нам только память.
Эх, дороги! Удовольствие или наказание?
Езда от Москвы до белорусской границы - это преодоление, а от границы до Бреста - удовольствие. Впрочем, это банальный вывод, общее место в записках любого, прокатившегося по трассе М-1.
Возвращаясь из Бреста в Минск, я свернул с "наезженной колеи" и в минскую столицу решил добираться по проселкам через многочисленные белорусские деревни, хоть дальше, но любопытство сильнее. В России этот решительный шаг был бы смерти подобен, ведь в отличие от членов клуба "Легенда", я участвовал в пробеге на обычной легковушке.
Внимание: в Беларуси качество покрытия проселков ничем не отличается от главной трассы. Ничем!
В одном месте наповал сразила картина: отличная двухполоска проходила по берегу небольшого болотца, поросшего редкой осокой, а на болотце, в паре метров от кромки асфальта, кормилась... стая прекрасных белых лебедей.
Не пожалев времени, я развернулся и проехал мимо болотца еще раз, а потом еще... Лебеди даже не повернули голов в мою сторону. До Минска от того болотца было не больше 70 километров. Возможно ли подобное чудо на подмосковных дорогах?
Почему белорусские леса не горят в отличие от российских? В прошлом номере "СОЮЗ" поднимал эту тему, но больше теоретически. Здесь такой вопрос не мог бы прийти в голову, поскольку дикий лес в Беларуси столь же ухожен, как в России... парки культуры и отдыха. Нет и намека на высохший валежник, поваленные деревья, сухостой, а места отдыха тщательно оборудованы всем необходимым. Лес тут в принципе не может загореться. Ведь в России городские парки не горят.
Но вот бензин на АЗС Беларуси рублей на 8-9 дороже, чем на российских. Я это вот к чему. Даже у близнецов не все одинаковое. А, например, близкие друзья очень многому хорошему учатся друг у друга. Увы, и плохому тоже, если это глупые друзья. Но мы-то умные.
...9 мая завершающим пунктом автопробега стала Хатынь. Возложив цветы у мемориала и почтив минутой молчания память погибших здесь белорусов, наша экспедиция отправилась домой. Москва встречала нас салютом Победы. Одним на всех.