12.05.2011 23:08
    Поделиться

    Первый фильм конкурсной программы Каннского кинофестиваля признан неудачным

    Каннский фестиваль любит удивлять публику

    Первой сенсацией открывшегося в среду 64-го Каннского фестиваля стала "вторая премьера" совсем уже канувшей в лету кинофантазии одного из первооснователей кино Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" - да еще в цвете! Фильм снова появился перед давно забывшими о нем зрителями спустя 109 лет после его премьеры.

    Цифровые технологии позволили не просто реставрировать картину, считавшуюся утраченной, но и восстановить безнадежно разрушенные временем кадры.

    Впервые она появилась на экранах в мае 1902 года, как в черно-белом варианте, так и в раскрашенном вручную. По тому времени фильм был огромным - шел целых 14 минут. В 1913 году в припадке безумия Мельес попытался сжечь все свои негативы. Черно-белая копия "Путешествия на Луну" чудом уцелела. Цветной вариант фильма, однако, считался безвозвратно утраченным. Но в 1993-м в Барселоне некий анонимный коллекционер внезапно принес ее в дар фильмотеке Каталонии. Правда, пленка была в столь жалком состоянии, что о ее восстановлении в то время нельзя было и думать. Но с появлением новейших технологий студия "Лобстер филмз" начала методично, кадр за кадром, возрождать изображение, в сущности, из небытия. Два года занял процесс перевода кадров с пленки на жесткий диск компьютера. Но только в 2010 году стало возможным запустить грандиозный проект по окончательному восстановлению фильма. Это самый дорогой проект в области реставрации, его бюджет сопоставим с полнометражным современным фильмом - более 400 тысяч евро.

    Премьерой фильма "Путешествие на Луну" - восстановленного в цвете! - Канн отметил 150-летие Жоржа Мельеса - создателя первого "мейнстрима"

    Создать музыкальное сопровождение для немой картины предложили французской группе AIR, и та написала саундтрек в духе популярных мелодий начала ХХ века, какие наигрывали таперы перед экранами первых кинотеатров. Премьера фильма в Канне ознаменовала 150-летний юбилей Жоржа Мельеса - создателя первого в истории "мейнстрима".

    А первый сюрприз Канна-2011 преподнес Вуди Аллен. Не успел он показать здесь свою последнюю по времени романтическую комедию "Полночь в Париже" (см. "РГ", 12 мая), как стало известно, что неугомонный мастер без передышки, немедленно приступает к съемкам новой картины. Об этом известил журнал Variety, гордясь тем, что ему удалось заполучить строго засекреченную информацию. Она заключается в том, что Вуди Аллен, только что объяснившись в любви Лондону, Барселоне и Парижу, летит в Рим, чтобы снимать новую картину там. Это будет вольная импровизация на темы "Декамерона" - фривольных новелл Джованни Боккаччо, но действие из XIV века будет перенесено в наши дни. Подобный эксперимент с сюжетами средневековой книги уже проделывала группа итальянских режиссеров (среди них Федерико Феллини), снявшая фильм "Боккаччо-70". В новой картине Аллена уже дали согласие играть Пенелопа Крус и Алек Болдуин, идут переговоры с итальянской звездой, оскаровским лауреатом актером и режиссером Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна"). Одну из ролей сыграет и сам Вуди Аллен, впервые за пять лет возвращаясь на экран. Первоначальное название фильма "Дурная картина" Аллен уже отверг. Сейчас рабочее название: "Bop Decameron", где Bop - по всей вероятности, половинка от "бибоп" - музыканты и знатоки джаза поймут.

    И наконец, первый фильм главного каннского конкурса принес разочарование. Дебют австралийского режиссера Джулии Ли "Спящая красавица" словно задался целью подтвердить существование сугубо "женского кино" с его специфическим видением мира и отдельными от всего человечества проблемами. Нехитрую мысль о том, что мужчины превращают женщин в куклы для утехи, автор картины довела до абсолюта, использовав в качестве метафоры сказку о спящей красавице и опустив ее, вульгарно говоря, ниже плинтуса. Героиня фильма Люси учится в университете и, чтобы оплатить учебу, находит весьма экзотический способ заработать - дарить утехи богатым и влиятельным старцам. Она работает "спящей красавицей": хозяйка столь оригинального дома свиданий поит ее сильным снотворным, и девушка засыпает в роскошной спальне мертвым сном. Являются старики и реализуют над ней, бесчувственной и беспомощной, свои самые буйные эротические фантазии. Омерзительные картины издевательств над спящей красоткой и составляют главное фирменное блюдо фильма, сработанного по всем лекалам "архауса", т.е. сублимирующего какие-то тайные комплексы автора. В предуведомлении к фильму Джулия Ли признается, что ее главной задачей было добиться шока в зрительном зале: "Надо, чтобы публика не верила своим глазам: неужели такое бывает?!". Она ссылается на рассказы Маркеса и Кавабаты о стариках, глумившихся над молодицами, но это тот случай, когда лучше сто раз услышать, чем один раз увидеть.

    Фильм, очевидно, попал в главный конкурс благодаря ходатайству его продюсера Джейн Кэмпион, которая, сняв знаменитое "Пианино", стала первой женщиной в истории фестиваля - лауреатом Золотой пальмовой ветви. Канн умеет быть благодарным и пошел навстречу своей любимице. Но открыв конкурс очередной больной режиссерской фантазией, подтвердил новейшую фестивальную тенденцию понимать "продвинутое" и "радикальное" современное кино как своего рода кунсткамеру, где коллекционируются разнообразные человеческие уродства.

    Поделиться