Закупки естественных монополий, госкорпораций, госкомпаний, а также предприятий ЖКХ станут публичными и открытыми. Государство надеется навести порядок с их закупочной деятельностью и сэкономить миллиарды рублей.
Вчера Госдума приняла в первом чтении проект закона "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса".
По экспертным оценкам, на закупки госкорпораций, монополистов и других организаций, подпадающих под действие законопроекта, ежегодно уходит около шести триллионов рублей, рассказал "РГ" замглавы министерства экономического развития Алексей Лихачев. Это больше, чем объем средств, выделяемых на закупки госорганов. Но в отличие от бюджетных организаций сейчас информация о тендерах госкорпораций и госкомпаний не всегда публична.
Со следующего года они будут обязаны раскрывать эти сведения в сети Интернет на федеральном портале. Пока это сайт zakupki.gov.ru. Кроме того, все правила закупок должны будут фиксироваться в специальном положении и также публиковаться в Интернете, а не содержаться в разрозненных документах, как это бывает сейчас. В случае если до 1 января 2012 года заказчики не примут свои положения о закупках, то их тендеры будут проводиться в соответствии с 94-ФЗ. То есть подпадать под те же требования, что и закупки госорганов. Также, по проекту закона, госкомпании, госкорпорации и естественные монополии лишат возможности устанавливать неизмеряемые и неадминистрируемые требования к участникам торгов.
Сейчас, признает Лихачев, ситуация с закупками в госкомпаниях и госкорпорациях очень разная. Где-то уже наведен порядок, работает хорошо отлаженная система. А где-то процветает сплошной волюнтаризм - один-два подрядчика независимо от их специализации осваивают миллиардные тендеры. Лихачев предполагает, что в таких случаях просто-напросто создаются посреднические звенья. Недавно, напомним, президент поставил задачу снизить затраты на закупки госкомпаний и госкорпораций не менее чем на 10 процентов в год. Но, по мнению Лихачева, на первом этапе экономия от внедрения новых правил может быть даже больше и составить примерно до 15 процентов. Очень важно, что под действие законопроекта подпадут не только компании, в которых доля участия государства составляет не менее 50 процентов, но также их "дочки" и "внучки", добавляет замминистра.
В то же время правила по закупкам для госкорпораций и госкомпаний мягче, чем для бюджетных организаций. Необходимости распространять на них жесткие меры нет, говорит Лихачев. Средства госкпомпаний, госкорпораций и других организаций, подпадающих под действие законопроекта, - это все-таки не в чистом виде госденьги, объясняет послабления замминистра. Тем не менее в проекте документа предусмотрено право правительства установить перечни товаров, работ и услуг, по которым закупки должны проводиться исключительно в форме электронного открытого аукциона. Скорее всего, это будет касаться простых биржевых товаров, а также товаров, широко представленных на конкурентном рынке, поясняет Лихачев. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что заказчики должны наращивать в закупках долю инновационной продукции. Конкретные цифры в проекте документа, правда, не указаны. По мнению экспертов, в этом случае важнее динамика, а не точные цифры.
В дальнейшем, говорит Лихачев, правила по закупкам госкорпораций, госкомпаний и естественных монополий должны стать частью Федеральной контрактной системы, которую разрабатывает минэкономразвития.