На будущей неделе российское телевидение начинает показ восьмисерийного фильма "Достоевский". Накануне премьеры корреспондент "СОЮЗа" пообщался с режиссером фильма Владимиром Хотиненко. Впрочем, разговор вышел далеко за рамки телефильма.
- Владимир Иванович, почему вдруг Достоевский?
- Фильм, который отнял у меня много сил, предложил снять телеканал "Россия". Я согласился: жизнь Достоевского так же интересна, как и его романы. К тому же хотелось сломать школьные стереотипы о писателе. И первое, что мне стало ясно: я ничего не знаю о Достоевском, хотя в школе был отличником. Я даже не представлял, какой чудовищной критике подвергался он при жизни. Достоевский любил читать свои произведения вслух - для чтения выбирал очень специфические куски. У него люди в обморок падали, когда он, например, читал "Пророка" Пушкина. Такой эмоциональный контакт был у него со зрителем.
- Кто из актеров задействован в фильме?
- Женя Миронов сыграл Достоевского. Когда я на пробах увидел его в образе, был поражен, насколько он похож на писателя. Чулпан Хаматова сыграла первую жену Федора Михайловича, Алла Юганова - вторую, Дарья Мороз - актрису Сашеньку Шуберт, Ольга Смирнова - Апполинарию Суслову, Лиза Арзамасова - будущего математика Ковалевскую.( Именно она представляла на недавнем фестивале "Золотой витязь" телефильм. - Прим. авт.)
- Известно, что вы любите работать на "Беларусьфильме". Почему?
- Там очень удобно. Снимать комфортно, на дорогах никаких пробок.
- А где вы снимали "Достоевского"?
- В Москве, Баден-Бадене. Женя Миронов, чтобы войти в образ , даже сыграл в рулетку в легендарном казино. Там же снимали встречи Достоевского с Тургеневым. Но в Германии в дом Тургенева, где он жил, нас не пустили - особняк закрыт для посещения.
- Вы стали известны, сняв фильм "Зеркало для героя". Кто герой сегодня?
- В фильме Алексея Балабанова "Брат" главный герой - феномен, носитель национальной идеи. Герои вообще-то вырастают из идеи. В каждой своей картине я нащупываю героя. У нас нет национальной идеи, кроме победы в Великой Отечественной войне. Тут мент - герой, там - врач. Когда Достоевский написал "Преступление и наказание", на него обрушилась критика. Его стирали в порошок за то, что он опорочил студента и студенчество. Кстати, спасала его всегда публика. Публика его принимала. Я пытался прочувствовать то время через молодого человека.
- Что важно в истории?
- Что ты хочешь сказать. Историю надо внятно рассказывать: вот Раскольников только хотел убить старуху, а дальше пошли искушения.
- Существует мнение, что раньше патриотическое кино умели снимать, а сейчас нет?
- Была другая аудитория. Хотя я могу назвать патриотические фильмы, снятые сегодня, которые интересны молодежи. В этой сфере ищется еще язык.
- Как вы находите сюжеты?
- Я летел в самолете к родителям и в кармашке кресла обнаружил литературный журнал. Читаю сцену, как собака ползет к медведю, которому выстрелили в глаза, и вылизывает ему эти окровавленные глаза. Я нашел вторую часть произведения. Снял фильм "Рой". Потом я долгое время работал с Валерой Залотухой - от него многое шло. Помню, идем с ним по набережной Ялты, мелкий дождичек, - атмосфера очень важна - и он говорит, что у него есть идея: парень возвращается из афганского плена в деревню, но дело в том, что он там принял ислам. У меня волосы встали дыбом. Я ему сказал: "Пиши!" Так появился сценарий фильма "Мусульманин". Иногда я под себя что-то переделываю.
- Про что или кого вы не хотели снять кино?
- Никогда не хотел снять историю Гамлета.
- Андрей Тарковский говорил, что свобода художнику не нужна. Вы согласны?
- Свобода внутри тебя. Андрей Рублев творил в условиях жесточайшего канона и создал "Троицу". Почему все поблекло сейчас? Когда все разрешили, внутренний контроль ушел.
- Что вас удручает?
- Кризис идей. Отсутствует кино с молодежной тематикой: то, что происходит с вами, с вашими друзьями. Сегодня пантеон великих режиссеров - Феллини, Антониони- закрыт. Ключ выброшен.
- Что вы считаете поворотным в вашей жизни?
- Мне реально страшно, что я чуть не свернул в сторону. Был такой момент. Я окончил Свердловский архитектурный институт, после чего устроился работать... художником-постановщиком на киностудию. А мог бы стать краснодеревщиком!
- Что важно в профессии режиссера?
- В кино нужно быть сумасшедшим. Идти на жертвы.
- Что для вас является мерилом успеха?
- Важно любое поощрение. Зачастую важен кассовый сбор. Награды. Но для меня важно мое ощущение того, что я сделал.
- Снимали черно-белое кино?
- У меня есть черно-белое кино. Пересматриваю и плачу. Для меня было трагедией перейти с пленки на цифру. Но технологичное кино не мое. Я верю, что пленка хранит эмоцию.
- Хотели бы вы снять фильм в формате 3D?
- Я бы попробовал, если бы был материал не для аттракциона.
- Что ждет от кинематографа нынешняя молодежь?
- Молодежь не любит наше отечественное кино. В советские времена снималось до 300 фильмов в год. Бюджет нынешнего нашего кинематографа равен бюджету одного "Шрэка". При этом только молодежь может переломить ситуацию, когда на нашем рынке лишь 12 процентов фильмов - российские.
- Виновато ли телевидение, что наш зритель не хочет идти в кинотеатры?
- Телевидение спасло наш кинематограф, дав многим режиссерам возможность снимать фильмы хотя бы в телеформате. В Америке телевизионный и кинематографический миры практически не смешиваются. У нас же люди часто, говоря о кино, подразумевают телевизионные проекты. Потому что одни и те же актеры снимаются и для телевидения, и для кино. И очень часто телевизионные недостатки зрители приписывают кино.
- Какой вы фильм смотрите в трудные минуты?
- Люблю смотреть фильмы о фильмах. Мне почти 60 лет, и я до сих пор учусь. О том, как снимался фильм "Апокалипсис" Копполы, снят полнометражный фильм "Сердце тьмы". Когда ощущаю одиночество, смотрю этот фильм.
- Что думаете о морали и долге художника?
- Если мы сеем зубы дракона, вырастет дракон, а не васильки...
Знаете ли вы?
Два своих последних художественных фильма Владимир Хотиненко снял в Беларуси - историческую драму "1612" под Смолевичами и фильм о судьбе Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны "Поп" под Минском.
Фильм "Поп" открывал международный минский кинофестиваль "Листопад".
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России наградило оператора фильма "Поп" за высокий профессионализм, а жюри международного фестиваля "Золотой витязь" присудило этому фильму Гран-при.
В фильме "1612" российские актеры Пореченков и Башаров сыграли воевод, а роли бояр достались белорусским актерам.
Учеником Владимира Хотиненко является молодой московский режиссер Александр Котт, снявший фильм "Брестская крепость".