Жители острова Сарпинский на Волге остались без питьевой воды

С осени по лето в колодцах у хуторян островных поселков Песчанка-1 и Песчанка-2 нет ни капли воды.

Четыре ведра на два дня

Самый крупный в Европе речной остров Сарпинский - одна из главных волгоградских диковин. Богатая пойменная природа, со всех сторон окруженная волжской водой, чистый воздух, натуральное хозяйство, что ведут жители здешних мест. И бесчисленные дачные наделы горожан, которые, начиная с весны, меняют волгоградскую прописку на местную. Соотношение хозяев и гостей на острове посередине Волги такое, что Венеции не снилось - на восемьсот сарпинцев приходится более трех с половиной тысяч дачников.

Однако сформированной уникальным набором природных факторов экосистеме Сарпинского ныне грозит опасность.

Проработавший в здешних местах лесником 70-летний Николай Иванович Соколов ведет меня к озеру Песчаное. Сколько помнит наш провожатый, полукилометровое озеро в разлив наполнялось доверху. И даже когда половодье сходило на нет, оно оставалось полноводным.

Но вот уже лет пять как истощившись по лету, вода до следующей зимы сохраняется лишь на самом дне Песчаного. Обмелел этот самый большой водоем на Сарпинском. Из-за нехватки влаги высохли могучие дубы по берегам озера. Более 30 гектаров красивейшего леса уничтожила невесть откуда взявшаяся засуха.

Но и это еще не самое страшное. Без питьевой воды остались две сотни семей, жители островных поселков Песчанка-1 и Песчанка-2. И в хлябь и в холод ходят старики да старухи с ведрами либо к соседям, что наскребли денег на скважину, либо сами, едва удерживаясь на мостках, черпают влагу из озера. Четыре ведра хватает на два дня. И снова в путь.

Озерная вода не лучшая для питья, поскольку тиной пахнет. Да и влага из скважин немногим лучше.

- Цвета она бурого, железом пахнет. Мы ее сначала отстаиваем, потом кипятим. И все равно пьем с трудом. А скотина и вовсе отворачивается, - жалуется Надежда Малахова.

Так и живут островитяне - с городской волгоградской пропиской, но в деревенской глуши, в 21 веке, но вдали от радостей цивилизации. Завоз продуктов - муки, сахара, круп - мешками два раза в год. Вся власть - на другом берегу Волги.

Нашли виноватых

В безводье винят местные жители дачников, что заполонили остров.

- Они протянули водозаборную трубу до озера, опустили ее на самое дно и качают воду без удержу. А озеро наше не бездонное, - кипятится Соколов. - По уму надо было бы тянуть трубы до Волги. Ее не исчерпаешь. Но на лишних полтора километра железа денег дачникам стало жалко.

Надежда Малахова вставляет свое слово:

- Дачники на острове гости, а ведут себя как хозяева. Свои правила устанавливают. А как наступят холода, уедут на теплые квартиры в Волгоград. А нам здесь зимовать.

Хуторяне кому только письма ни писали, чтобы с водозабором неконтролируемым разобраться да внимание властей к вымирающему лесу привлечь. Отовсюду получали отписки. Оказалось, что и закон не на их стороне.

- Нынешний Водный кодекс РФ, измененный два года назад, не признает дачников водопользователями и, соответственно, не устанавливает для них квоты на использование воды из естественных водоемов, - уточняет для "РГ" специалист Нижне-Волжского бассейнового управления Раиса Герасимова.

Пустыня наступает?

В городском лесничестве и вовсе не видят прямой связи между высыханием колодцев, гибелью дубов и дачным поливом.

- Все дубы погибли разом в 2006 году. Тогда по не выясненным до сих пор причинам сброс воды с Волжской ГЭС в Волгу по весне оказался в разы меньше обычного. Вода даже не зашла в водоемы Волго-Ахтубинской поймы. Колодцы опустели. От недостатка влаги пострадали не только люди, но и деревья, - объясняет нам сотрудник муниципального Горэколеса Анатолий Крячков.

Председатель крупнейшего на острове дачного кооператива Зоя Ивашова соглашается с ним и убеждена, что недорабатывают городские власти:

- Сброс воды недостаточный, это факт. Но чтобы воду задержать, надо устраивать запруды на ериках и озерах. А никто этим не занимается.

Доктор географических наук, профессор Виктор Брылев считает, что проблема недостатка воды в глубинных слоях почвы касается всей уникальной Волго-Ахтубинской поймы. Уровень грунтовых вод здесь за последние годы упал на 7-8 метров. Колодцы пересохли не только у жителей Сарпинского.

- Виной всему недостаточно обильные половодья. Вода в пойменных озерах появляется в разлив, а он напрямую зависит от того, какой сброс обеспечит плотина Волжской ГЭС. Там же в погоне за выработкой электроэнергии оставляют без внимания вопросы экологической безопасности и экономят воду.

Вот уже много лет региональные власти и научная общественность бьются за увеличение плана сброса воды и возвращения экологического режима работы ГЭС, но понимания не находят.

При этом профессор особо оговаривает, что в такой критической ситуации необходимо восстановить и прежний контроль за частными водопользователями, в том числе дачниками.

Тем временем уникальная по красоте плодородная пойма, в которой живут 40 тысяч человек и отдыхают в разы больше дачников, медленно превращается в пустыню.

Мнение

Владимир Андропов, эксперт Общественной палаты Волгоградской области:

- Помимо восстановления прежнего водосброса есть и другие способы поддержать достаточный уровень влаги. Речь может идти о сужении русла Волги, протяжке трубы из волгоградского водохранилища в пойму или о закачке воды в заливные места специальными насосами. Но все эти технические решения стоят очень серьезных денег, которые пока некому выделить.