Почему государственная поддержка малого бизнеса в транспортной отрасли не доходит до адресатов? Из областного бюджета муниципальным образованиям выделяются деньги на организацию транспортного обслуживания населения. Но так как эти субсидии нецелевые, то местные власти зачастую направляют деньги на другие важные, "горячие" программы.
Для организации транспортного обслуживания необходимо создать маршрутную сеть, исследовать пассажиропоток, сформировать муниципальный заказ на пассажирские перевозки. Часто чиновники создают муниципальное автотранспортное предприятие, которое и получает все бюджетные деньги и обслуживание самых популярных маршрутов. Но такие АТП редко становятся высокодоходными - как правило, наоборот, банкротятся из-за неграмотных управленческих решений. Получается, что государственные деньги никому пользы не приносят.
Союз автотранспортных предприятий провел в 2008 году опрос среди своих членов, и выяснилось, что главным негативным фактором в работе они считают нежелание и неумение местных властей заниматься организацией транспортного обслуживания. За три года кое-что изменилось в лучшую сторону, но острые проблемы остались.
Так, муниципалитеты не стремятся конкретизировать перечень своих полномочий, и дело не в чиновничьей лени. Как только муниципалитет принимает нормативный акт, прокуратура или антимонопольная служба тут же отменяют его, считая, что он ограничивает конкуренцию. В таких условиях очень кстати оказался бы федеральный закон, регулирующий организацию пассажирских перевозок.
Другая проблема отрасли тесно связана с недобросовестностью бизнесменов. Глава администрации одного из городов на севере области жаловался, что не знает, как убрать горе-перевозчиков с городских маршрутов и не быть при этом обвиненным в ущемлении малого бизнеса. Я вижу один выход - создание саморегулируемой организации автотранспортников с обязательным членством в ней пассажирских и грузовых перевозчиков. Внутренние требования СРО поставят барьер перед недобросовестными предпринимателями. Эффективная поддержка малого бизнеса должна сочетаться с разумной требовательностью к его субъектам. Представители отраслевого союза должны быть включены в процесс отбора претендентов на обслуживание городских и междугородных маршрутов.
Сегодня назрела необходимость обновлять сильно устаревший автопарк. Но нельзя оставлять предпринимателей наедине с банками и лизинговыми компаниями. В сфере пассажирских перевозок должна действовать программа, аналогичная программе утилизации старых автомобилей. Она ведь прошла на ура: и люди остались довольны, и автопром ожил. Вообще государству и транспортникам следует работать в более тесном контакте. Вместе мы найдем решения многих проблем.