В середине апреля - начале мая прошел очередной раунд переговоров о зоне свободной торговли Союзного государства и всего Таможенного союза с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ: Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн). Ко второму полугодию-2012 планируется подписать соглашения о свободной торговле с упомянутыми странами. Тем самым формируется межрегиональный блок, который существенно укрепляет экономические позиции Союзного государства и Таможенного союза в целом как в СНГ, так и в мировой торговле.
Развитие этих тенденций и роль в них Союзного государства комментирует для "СОЮЗа" Марина Мисюкевич, экономический аналитик, управляющий партнер Группы юридических компаний "КОНСУЛЪ":
- Страны - члены ЕАСТ и Новая Зеландия имеют свободные товарные "коридоры" с рядом других государств, поэтому зона свободной торговли Таможенного союза с упомянутыми странами приведет к созданию межрегиональных торгово-экономических режимов, а в последствии - таможенно-экономических блоков.
Если страны - участницы этих проектов станут переходить на взаиморасчеты в нацвалютах, тогда сузится сфера влияния нынешней корзины мировых ("западных") валют на экономику и взаимную торговлю этих государств. Но в связке мировая валютная корзина - блоковые нацвалюты многое будет зависеть от цен на товары взаимной торговли. Практически все цены международной торговли привязаны к доллару США и, хотя в меньшей степени, к евро. Если же упомянутые страны перейдут на "свои" расценки, в том числе бартерные, тогда усилится тенденция финансово-экономической обособленности этих блоков, появятся проблемы в их экономических связях с развитыми странами и их финансовыми структурами. Может также возникнуть угроза дискриминации товаров и услуг за пределами зон свободной торговли. Поэтому нужно досконально просчитать все элементы участия таких зон в общемировой экономической системе.
Интерес к зоне свободной торговли с ТС, по данным Комиссии ТС и Минэкономразвития России, проявляют также Бельгийско-Люксембургский таможенно-экономический союз (БЛЭС), Сирия, Египет, Вьетнам, Монголия. Так что речь идет о формировании новой международной экономической системы, и первый ее этап - зоны свободной торговли.
Преимущества здесь - не только в числе стран - участниц этих проектов. Но и в том, что большинство данных государств заинтересовано в беспошлинном импорте из ТС, особенно из Союзного государства, промышленного, транспортного, энергетического оборудования.
По экспертным расчетам, если будет введен режим свободной торговли ТС с Сирией, Египтом, Вьетнамом и Монголией, то с учетом наличия такого же режима между этими странами и другими государствами объемы промышленного экспорта Союзного государства, как индустриальной основы и ТС и всего СНГ, увеличатся в разы. Значит, возникнут тысячи новых рабочих мест в России, Беларуси, регионе ТС. Также повысится загрузка промышленных мощностей всего ТС, что благотворно скажется на социальной сфере региона Таможенного союза.
В то же время страны ТС тоже нуждаются в ряде сырьевых товаров, а также в прямых производственных капиталовложениях, современных технологиях. Такой спрос - опять-таки в рамках свободной торговли - вполне могут обеспечить ЕАСТ, БЛЭС, Новая Зеландия, а по ряду сырьевых товаров - и Сирия, Египет, Вьетнам, Монголия.