Чуть больше полугода осталось до знакового события в Таможенном союзе: с 1 января 2012-го у нас будет Единое экономическое пространство. Товары из Беларуси в Россию, Казахстан и обратно начнут перемещаться свободно, по общим правилам. Разумеется, не в ущерб их качеству и безопасности.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Беларуси, Казахстане и России подписано еще в ноябре прошлого года. Теперь идет ускоренная разработка единых технических регламентов Таможенного союза. В график первоочередных на 2011 год включено 47 проектов. 8 техрегламентов разрабатывает Беларусь, 13 - Казахстан, 25 - Россия (один отложен). Эти документы будут приниматься Комиссией Таможенного союза и иметь прямое действие. При этом национальные нормы и требования к продукции постепенно уйдут в небытие. Появится общий знак доступа на рынки трех стран, которым производители станут маркировать продукцию.
А пока, так сказать, в переходный период действует Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия с выдачей единых документов, который дает изготовителям право выбора. На продукцию, которая в него включена (свыше 200 видов) уже можно получить не национальные, а "транзитные" сертификат или декларацию о соответствии, признаваемые во всех трех странах-союзницах. Более 160 таких сертификатов и деклараций уже востребованы. Единый перечень постоянно расширяется, и интерес производителей к нему растет.
И все же рынок ждет главного - единых техрегламентов. 18 из 47 проектов почти готовы в первой редакции, а 11 - публично обсуждаются. В Беларуси - с привлечением бизнес-сообщества на онлайн-конференциях, куда, кроме специалистов Госстандарта, приглашают представителей министерств, в частности, здравоохранения и сельского хозяйства. Ведь большинство проектов затрагивают пищевую промышленность, сферу, в которой Беларусь выступает активным экспортером.
- Мы не только оперативно рассказываем о применении тех или иных норм на практике, но и одновременно оцениваем их правильность. Процесс разработки единых технических регламентов Таможенного союза идет не просто быстро, я бы даже сказал, стремительно, потому важно оперативно вносить коррективы, - подчеркивает председатель Госстандарта Беларуси Валерий Корешков. - Если оценивать работу в целом, то эксперты наших стран прислушиваются к мнению друг друга, учитывают тенденции рынка, интересы промышленности, бизнеса и потребителей.
Белорусская сторона предложила концепцию горизонтальных и вертикальных регламентов для пищевых продуктов. В "горизонтальных" следовало бы прописать общие взгляды на безопасность всех видов пищевой продукции, ее маркировку и упаковку. А "вертикальные" уточнят требования к процессам производства, хранения, перевозки и реализации товарных групп, их безопасности.
Бурные дебаты идут сейчас о критериях изготовления детского питания, регистрации производителей мясной и молочной продукции. В том числе предусматривается наличие у предприятия системы управления безопасностью продукции в качестве обязательного условия доступа на общий рынок Таможенного союза. Это европейская норма, и предприятиям рано или поздно придется готовиться к ее выполнению.
Отдельный регламент решено посвятить маркировке продукции. Конкуренция на пищевом рынке столь велика, что в борьбе за потребителя предприятия стараются заманить его, подчеркивая отличительные свойства продукта. Скажем, пониженную энергетическую ценность, меньшую жирность, отсутствие холестерина, соли. Иногда подобные сведения не более чем уловка. Проект технического регламента предусматривает обязательную обоснованность таких сведений. Кроме того, маркировка, по мнению разработчиков, должна предупреждать покупателя о компонентах, вызывающих аллергические реакции или имеющих противопоказания при определенных заболеваниях. Причем вне зависимости от их количества в составе продукта.
Как разработчик техрегламента на сельскохозяйственные и лесные тракторы, Беларусь предлагает сделать акцент на защитные свойства кабин, которые в Евросоюзе приняты в 2010 году. Особенно это актуально в отношении техники, используемой для распыления удобрений. К слову, в этом направлении белорусские специалисты уже ведут разработку двух новых государственных стандартов, полностью гармонизированных с европейскими.
Россияне в свою очередь работают над проектом требований безопасности к машинам и оборудованию. Основная дискуссия разворачивается вокруг обязательной сертификации такой продукции. Позиция белорусской стороны: сертифицировать следует оборудование для массового использования, бытовые деревообрабатывающие станки, дрели, шлифовальные машины, например. Качество же уникальной, сложной техники - скажем, химическое, горное, шахтное оборудование - достаточно подтверждать декларацией изготовителя. Такой компромисс обеспечит оптимальный уровень безопасности машиностроительной продукции и не создаст излишних технических барьеров ее изготовителям. В наибольшей степени готовности сегодня находятся техрегламенты, касающиеся безопасности продукции для детей и подростков, пиротехнических изделий, железнодорожного транспорта, игрушек, упаковки, низковольтного оборудования и парфюмерно-косметической продукции. Высока вероятность, что они будут приняты странами Таможенного союза в ближайшее время. По мнению Валерия Корешкова, в общих техрегламентах сейчас следует закладывать самые высокие требования на перспективу, ориентируя производителей на выпуск конкурентоспособной продукции, их стремление к внедрению инноваций.
Досье "СОЮЗа"
С 1 января 2012 года начнет действовать Единое экономическое пространство. Сегодня в России, Беларуси и Казахстане идет энергичная работа по выполнению Плана действий по формированию ЕЭС. В частности, уже предметно рассмотрены проекты ряда международных договоров: соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза, соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Рассмотрены также вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и приняты решения по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа в отношении ряда товаров. Соб. инф.