Знакомый строитель днюет и ночует на объекте, программист по пятнадцать часов в сутки работает над новым интерфейсом, фермер встает в 5 утра, а ложится после 10, все это время "мотыжа" свой огород. Словосочетание "работать по Трудовому кодексу" для них - пустой звук. Оно же - страшный сон для одиноких матерей, студентов и выпускников вузов.
Действующее законодательство о труде, предоставляя этим категориям лиц вроде бы отличные социальные гарантии, на самом деле выбрасывает их на обочину трудовой деятельности, фактически лишая возможности устроиться на нормальную работу. Будем откровенны - владельцы предприятий и кадровики совершенно не горят желанием брать на себя тяжкие социальные обязательства, связанные с приемом на работу таких "проблемных" кадров. Получается, что, гарантируя достойный труд, Трудовой кодекс отнимает де-факто саму возможность трудиться.
Наша страна живет в XXI веке, мы много говорим о модернизации и об инновационной экономике, о том, что надо поощрять социальную и трудовую мобильность граждан. При этом наш Трудовой кодекс является лишь легким рестайлингом КЗоТа сороколетней давности! Принятый в 1971 году позднесоветский кодекс всеми силами закреплял работника за организацией. Идеалом считалась последовательная, степенная карьера на одном и том же предприятии. Надомная работа? Сдельный труд? Срочный договор? Эти термины даже если употреблялись, считались чуть ли не неприличными. Главное - отсидеть на рабочем месте от звонка до звонка.
Повторюсь: современный Трудовой кодекс недалеко ушел от своего предшественника. В нем, в частности, практически не регулируются вопросы удаленной работы. Законодательство представляет себе "удаленку" как чуть ли не средневековую форму эксплуатации. То, что современная "удаленка" - это чаще всего работа с компьютером или телефоном, совершенно не учитывается. Как результат - грандиозный сегмент программистов, сотрудников колл-центров и т.д. как будто не существует ни для нашего трудового законодательства, ни, что не менее важно, для налоговой системы. Нет норм, адекватно определяющих удаленную работу, - нет и поступлений от нее в бюджет государства. К сожалению, это значит также, что нет и социальной защиты для тех, кто работает удаленно.
В Трудовом кодексе возможность заключения срочных трудовых договоров тоже является не нормой, а скорее исключением из правил. Но почему? Весь цивилизованный мир живет со срочными трудовыми договорами, где очевидны выгоды таких трудовых отношений, как для работника, так и для работодателя. У нас же все ровным счетом наоборот. О срочных трудовых договорах принято не вспоминать в обыденной трудовой практике, нынешнее трудовое законодательство представляет срочные трудовые договора, как систему стяжательства работников.
Но, если разобраться, что же может дать такой договор работнику? Например, работник смог бы самостоятельно договариваться с заинтересованным в его профессиональных качествах работодателем об условиях своего труда, увеличивая тем самым возможность получить дополнительные льготы и гарантии.
Не связывая себя бессрочными "узами" с работодателем, работник смог бы быть более мобильным и всегда иметь возможность попробовать себя в разных профессиях без каких-либо сложных бюрократических проволочек - отработал срок, указанный в срочном трудовом договоре, не нашел себя в данной профессии, можешь выбрать что-то более привлекательное. Однако не положено!
Еще одна проблема ТК связана с рабочим графиком. Оглянитесь вокруг - многие ли из ваших знакомых работают 8 часов в день? Единицы! Если человек хочет зарабатывать больше, он стремится и работать больше. Индивидуальным предпринимателям легче: владелец небольшого магазинчика может стоять за прилавком хоть 14 часов подряд. Сам себе хозяин. Но на предприятиях доходит до абсурда. Чтобы подработать, сотрудники вынуждены устраиваться на полставки в соседние организации, тогда как на их собственных зачастую наблюдается недокомплект кадров. Почему бы не закрыть этот вопрос, отработав на своем предприятии? Нельзя! Трудовой кодекс прямо запрещает это.
Подработка по профессии допускается только в другой организации. Там можно трудиться еще 4 часа в день в дополнении к восьмичасовому рабочему дню по основному месту. Все это лицемерно называется "обеспечением 40-часовой рабочей недели" и гарантией прав трудящихся. На круг, впрочем, набегает 60 часов. Притом не учитывается то, что рабочие вынуждены после конца смены добираться до места приработка, а затем еще и возвращаться домой, теряя порой по два-три часа. Но Трудовой кодекс категоричен. Нельзя, и точка!
О проблемах трудового законодательства можно говорить бесконечно. Главная его беда в том, что в нынешнем виде оно является чуть ли не главным тормозом не только для модернизации страны, но и просто нормальной жизнедеятельности десятков миллионов граждан, давно живущих отнюдь не в социалистическом СССР, а в открытом, рыночном обществе.
150 лет назад было отменено крепостное право. Неэффективность крепостного труда и сопутствующие проблемы, такие как практически отсутствовавшая мобильность рабочей силы и низкая мотивация к труду, привели в том числе к поражению империи в Крымской войне. Разрыв между Россией и передовыми державами стремительно нарастал. Коренная смена трудовых отношений позволила стране в краткие сроки совершить резкий рывок в своем развитии.
Сегодня перед нашей страной стоит задача, быть может, не столь амбициозная с моральной точки зрения, но не менее важная с точки зрения эффективности государства и обеспечения его суверенитета. Речь идет о приведении трудового права в соответствие с современным состоянием социально-экономических отношений, запросов и потребностей работников и работодателей.