Георгиевка - из тех сел, вся жизнь которых держится на учительском энтузиазме.
В аграрном кооперативе специалистов с высшим образованием практически не осталось. Городскую молодежь при отсутствии жилья на зарплату в 500, максимум - 4000 рублей не заманишь. Местная только и думает, куда бы податься. С учетом ближайших деревушек, откуда на уроки доставляют школьным автобусом, в единственном первом классе нынче всего 17 учеников.
- Спонсоров не имеем, - рассказывает директор Георгиевской средней школы Ирина Ракова. - Выход один: придумывать вместе с ребятами проекты и побеждать на конкурсах.
Именно так получили они премию "Лучшая школа Канского района", выиграли в качестве гран-при фестиваля ландшафтного дизайна газонокосилку, скалодром для спортзала, полумиллионный грант на развитие начальной школы, а с ним и право первыми протестировать новые стандарты для "началки". Сами маленькие "испытатели", не подозревающие, сколь ответственная роль им доверена, процессом, похоже, очень увлечены.
- Я теперь структуру любого урока должна так выстроить, чтобы ребенок сам ставил перед собой учебную задачу, искал способы ее решения, а потом смог еще и собственные действия оценить, - замечает завуч и учитель начальных классов Ольга Мозалевская. - Основа основ - игра. Скажем, текст небольшой нужно проанализировать. Сначала читаем его вслух, затем распечатываем отдельно для каждого, разрезаем на абзацы и перемешиваем. Разобрали фрагменты? Складываем в обратном порядке.
Так, весело конструируя, и содержание усваиваем, и память развиваем.
В детский сад почти никого из первоклашек не водили, может, еще и поэтому все им в школе так интересно. И мастерские, где ребята постарше делают потрясающие разделочные доски, снеговые лопаты, рассадные ящички, скамейки, рамки для пчелиных ульев. И самый настоящий музей, в котором можно потрогать бивень древнего животного, прапрабабушкину прялку или эмблему села с изображением святого Георгия Победоносца. И кабинет истории, трогательно оформленный галереей русских полководцев - от Александра Суворова до Георгия Жукова, чьи портреты написал школьный физрук.
- Дух новых стандартов нам по душе, - рассуждает директор. - Однако есть и вопросы. Как, например, сравнивать городскую начальную школу и сельскую? Одна для сотрудничества во второй половине дня без труда и толкового программиста пригласит, и актера, и художника, и музыканта. Другой остается рассчитывать лишь на свои возможности. Наши ограничены: информатика, изостудия, речевое творчество, шахматы. А школам, где один-два педагога, не под силу и это. Оснащены все тоже по-разному. Мы по сельским меркам - богатеи: есть и компьютерный класс, и интерактивные доски, и проекторы, и мультимедийный багаж накопили очень приличный. Но до стандартного набора, давно имеющегося в столичном колледже, все равно не дотягиваем. Каждому ребенку ведь нужно купить ноутбук, планшет, конструктор Лего, динамические пособия, дидактический, раздаточный материал...
Коллеги подсчитали: на 25 учеников потребуется примерно 3,5 миллиона рублей. По стране сумма набегает фантастическая. Многие беспокоятся: хватит ли денег? Кстати, нет ясности и по учительским доплатам за качественно иную работу, в том числе по специальным коррекционным программам для детей с ограниченными возможностями. Надбавка сорока двух педагогов, занятых в крае этим пилотным проектом, составляет пока 20 процентов. Даже при высшей категории это не более 1,5 тысячи рублей. Механизм финансирования "внеурочки" вообще не отработан.
- И еще одну нестыковку надо бы непременно поправить, - вновь вступает в разговор завуч. - Перестаем всех под одну гребенку грести? Замечательно! Но при современном стандарте новый учебный план получаем. Предписано: русский язык и литературное чтение на два часа сократить, к физподготовке прибавить. А у нас редкий ребенок к семи годам буквы-то знает, зато и вода на нем, и дрова, и картошки - не одна сотка...