Новости

13.05.2011 00:45
Рубрика: Экономика

Бензин с последствиями

Эксперты не сошлись в оценках отмены экспортных пошлин на топливо для российской экономики

Отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты позволит стимулировать производство бензина внутри страны, строить и модернизировать НПЗ, увеличит нефтедобычу.

Такие многообещающие перспективы прозвучали вчера при обсуждении ведущими экономистами темы последствий отмены экспортной пошлины для бюджета, населения и предприятий. Полемика велась на открытом заседании экспертной группы по бюджетной и денежной политике, разрабатывающей предложения для новой редакции стратегии-2020, а потому предполагала в рамках мозгового штурма "невероятные идеи".

По словам ректора Всероссийской академии внешней торговли минэкономразвития Сергея Синельникова-Мурылева, экспортные пошлины удобный, но вместе с тем "странноватый" инструмент. Ведь если они вводятся, то цена товара по сравнению с ценами на мировых рынках становятся сразу меньше ровно на величину этих пошлин. Сегодня, к примеру, внутренние цены на все энергоносители, бензин, металлы в России ниже, чем на мировых рынках. Так, с декабря 2010 года по март 2011 года цены на нефть на мировом рынке выросли на 33 процента, а на бензин на 20 процентов. В России же внутренние цены повысились лишь на 0,5-0,8 процента. Экспорт в таких условиях оказывается гораздо выгоднее. Но должно ли так быть? Многие участники дискуссии считают, что- нет, не должно. Более того, сделал вывод Синельников-Мурылев, низкими внутренними ценами государство по сути субсидирует потребителей нефти - нефтепереработчиков и нефтехимиков. В доле ВВП эти субсидии составляют около 4 процентов. Если же пошлины отменить, то по словам эксперта, нефтедобыча получит с внутреннего рынка на 4,3% ВВП больше, чем получает , а бюджет в свою очередь проиграет на ту же величину - это 3,8% ВВП". Компенсировать выпадающие доходы предлагается повышением нефтяной ренты.

Впрочем, при такой сложной конфигурации в стране сразу же скаканут внутренние цены на нефть, бензин. По цепочке они потянут за собой общий рост цен и тарифов, на ЖКХ, транспортные перевозки, строительство. Выдержит ли такой шок экономика? Что будет с инфляцией? На эти вопросы собственно также пытались вчера ответить эксперты. Представитель Института экономической политики им. Гайдара Георгий Идрисов нарисовал три сценария отмены пошлин. Первый предполагает закрытие внутреннего рынка нефтепродуктов от иностранных поставщиков, отмену акцизов на бензин и уменьшение общих налогов - на прибыль, страховых социальных взносов. И все затем, чтобы сгладить негативный эффект от роста цен. Между тем, розничные цены на бензин при таком сценарии вырастут на 20 процентов для населения, на 26 процентов для промпредприятий.

Второй сценарий сможет состояться только при "ручном управлении" и сознательности рынка. При этом неоправданную маржу нефтяных компаний можно будет сгладить с помощью частичного допуска на внутренний рынок иностранных производителей нефтепродуктов. В этом случае повышение цен на топливо для граждан обойдется в 11-12 процентов, для предприятий - в 20 процентов. Третий сценарий Идрисов назвал самым привлекательным. За ним стоит полное открытие внутреннего рынка для иностранных игроков и уход "со сцены" не готовых к модернизации отечественных НПЗ. "Дефицит топлива станет невозможен. На открытых рынках нет экспортных пошлин - нет и дефицита", - пояснил он. За счет такой конкуренции рост цен для граждан будет минимальным - 8-9 процентов. Получат толчок к развитию региональные биржи нефтепродуктов. По словам Идрисова, все сценарии имеют множество развилок. И все - болезненные, особенно если их осуществлять на протяжении четырех-шести лет. Если увеличить срок до 12 лет, то переход будет щадящим. Неожиданно резко дискуссию приземлил директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. По его словам, выстраивать "столь безумно сложную систему" взамен существующей, просто нет смысла. Во-первых, тем самым усиливается зависимость бюджета от колебаний цен на нефть. Во-вторых, компенсируя отмену экспортных пошлин ростом ренты для нефтяных компаний и снижением общих налогов, перекраивать придется всю денежную, валютно-бюджетную политику государства, менять всю структуру финансирования фондов. В первую очередь, Пенсионного. "Думаю, это будет сюрпризом для многих", -заметил Алексашенко. Скептично отозвался он и об идее завоза бензина в Россию из-за границы. "Гораздо лучше, если государство задумается об изменении всей системы налогов для нефтяного сектора. Нефть в России частным компаниям добывать накладно. Вот уже "ЛУКОЙЛ" уходит в Ирак . Об этом нужно беспокоиться, а с пошлинами еще поживем", - сказал эксперт, сбив полемический задор с коллег. В ответ Синельников-Мурылев заметил: "Взвешивать последствия должны политики. Задача экономистов честно обрисовать последствия".

Экономика Отрасли Нефть и газ Экспортные пошлины на нефть Стратегия-2020