Главный конкурс Каннского кинофестиваля пока идет, как говорится, ни шатко, ни валко - никак.
Открывшись провальной, по общему мнению, австралийской "Спящей красавицей", он продолжился вполне заурядной французской Polisse (презрительно искаженное Police - что-то вроде наших "ментов") - из жизни парижского Общества защиты детей. Фильм поставила актриса и режиссер Майвенн, и он продолжил "штурм и натиск", предпринятый в Канне так называемым "женским кино". Проблематика картины обычна для "социально ориентированного искусства": бедствующие подростки, которые подвергаются разнообразным формам насилия, курят травку и погибают как личности. В центре внимания - группа полицейских, которые связаны с детской преступностью. Стиль картины - причудливая смесь псевдодокументальных фрагментов с откровенно постановочными драматическими и комедийными сценами. К подростковым проблемам примешиваются личные неурядицы самих полицейских офицеров. Более всего фильм напоминает наших "Ментов" - особенно художественным уровнем. Его появление в каннском конкурсе - загадочно.
В журналистских рейтингах пока лидирует фильм "Нужно поговорить о Кевине" Линн Рэмси - еще один выход на каннскую арену режиссера-женщины, причем молчавшей почти десять лет. Вопреки названию, в фильме говорят очень мало. Тильда Суинтон играет мать, сын которой Кевин - сущее исчадие ада, он приносит ей только горе, но она исправно посещает его в тюрьме, куда его упекли за очередное преступление. В многочисленных флэшбэках нас отсылают к разнообразным его подлостям, включая садистское убийство, которое он совершил еще школьником. Кевина в разных возрастах играют три малолетних актера. Фильм представляет собой как бы отражение смятенного сознания героини Суинтон, его хаотически возникающие образы приходят из разных периодов жизни несчастной женщины, которая больше всего хотела бы подумать не о Кевине, а о себе, но - не получается. В картине много красного цвета - от давленых помидоров, которыми мажет друг друга толпа буйных подростков, до обильной крови на руках Кевина. Наверное, Тильда Суинтон достойна войти в число претендентов на премию за лучшую женскую роль, но в целом лидерство фильма возникло на полном "безрыбье". Даже закрадывается предположение, что отборщики фестиваля стремятся не столько коллекционировать в конкурсной программе действительно лучшее из годовой продукции, сколько выстраивают грядущую драматургию конкурса с заранее намеченными победителями. Этих победителей среди уже прошедших картин пока явно нет - совершенно очевидно, что их нам предъявят позже.
Главным каннским скандалом пока остается документальная лента Кейта Аллена со странным названием "Незаконное убийство" - словно убийство бывает законным, и до сих пор взрывной темой гибели принцессы Дианы, преследуемой папарацци в парижском туннеле.
Фильм пытается доказать, что британская пресса не могла достоверно освещать события, связанные с гибелью Дианы, потому что лондонский "истеблишмент" оказывал на нее сильное давление. Он содержит сенсационные фото умирающей Дианы, сделанные одним из папарацци на месте события за несколько часов до ее смерти. Эти фото были изъяты полицией и никогда не демонстрировались публике из-за их жестокости. Через семь лет в одной из программ канала CBS появились два снимка из этой серии, что привело в негодование телезрителей и вызвало сильнейшую критику в прессе. Теперь эти фото - в фильме, показанном на Каннском фестивале и тоже подвергшимся критике со стороны ближайших друзей принцессы. Кроме того, картина показывает, что многие важные свидетельства были скрыты от публики, что королевская семья вообще была освобождена от дачи показаний, а журналисты, особенно работавшие для BBC, систематически искажали сведения о процессе и приговоре. Иными словами, это фильм о том, как надували мировую общественность.
На пресс-конференции, однако, режиссер подвергся сущей атаке журналистов, так как он скрыл важное обстоятельство: его картина финансировалась Мохаммедом Аль Фаедом, чей сын Доди погиб вместе с Дианой в августе 1997 года. Аллен парировал обвинения тем, что он пытался получить финансирование от крупнейших британских телеканалов, но ему было отказано. Аллен утверждает, что картина вряд ли появится в британском прокате, потому что он отказался делать в фильме 87 поправок, рекомендованных ему адвокатами. Но процесс утряски еще продолжается, и он надеется представить картину на Лондонском кинофестивале.