Забота о здоровье населения является необходимым условием благополучного существования развитого государства. К правам и свободам человека и гражданина в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации относится право на охрану здоровья: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь", "...поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека".
Одним из важнейших критериев реализации этих положений является объем и качество оказания медицинской помощи, в том числе и лекарственной. Миссия государства в этой сфере весьма амбициозна и представлена в законах и федеральных целевых программах: "Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года", ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Законодательство в сфере охраны здоровья в нашей стране динамично развивается и совершенствуется. В 2010 году принят и уже вступил в силу Закон "Об обращении лекарственных средств". В законе установлены новые правила регулирования в сфере обращения лекарственных средств. В ноябре был принят Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который установил новые финансовые и экономические основы отечественного здравоохранения, существенно усилил гарантии гражданам на бесплатное оказание им медицинской помощи.
Всего же в 2010 году были приняты и утверждены президентом РФ 11 федеральных законов в сфере здравоохранения и социального развития.В настоящее время обсуждается проект закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В нем представлены основы этического поведения врача - Клятва врача, принимая которую врач обещает "честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь...".
В проекте закона изложены также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. В статье 69 закреплены ограничения, налагаемые на них при осуществлении профессиональной деятельности. Так, "медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе: осуществлять прием представителей компаний, а также иных лиц по вопросам обращения лекарственных средств, в рабочее время (за исключением приема работников компаний лицами из административного персонала, уполномоченными только для этого руководителем медицинской организации)". Даже если будет принято только одно это ограничительное положение, его будет достаточно для того, чтобы существенно повлиять на информационную продуктивность контактов медицинских представителей с врачами. Как отразятся перемены на информационном обеспечении врачей в плане рационального применения новых лекарственных препаратов и методов лечения? Установление надежной и адекватной прямой и обратной связи фармацевтических компаний с врачами является в развитых странах неотъемлемой частью сферы обращения лекарственных средств и приносит пользу обеим сторонам. В последнее десятилетие в разных странах на государственном уровне предпринимались попытки регулировать взаимоотношения медицинских представителей и врачей. Известен опыт Великобритании, Германии, Италии, Испании, Франции, Швеции, Польши, Китая, Турции и некоторых других стран. По сути, регулирование сводилось к запрету посещения медицинским представителем врача на рабочем месте и регламентации их взаимоотношений во внерабочее время. Результатом таких нововведений явилось очень быстрое снижение качества медицинской помощи. В Китае, например, через непродолжительное время после введения запрета общественные организации пациентов обратились к правительству с просьбой разрешить медицинским представителям посещать врачей.
Подобные процессы происходили и в других странах. Так, в Польше, например, время посещения врачей медицинскими представителями строго лимитировано свободными от работы часами доктора. При этом для его посещения на рабочем месте требуется формальное разрешение администрации клиники. Визиты разрешены в рабочее время только для раздачи образцов лекарственных препаратов, опроса доктора и других целей (например, подписания контракта для проведения клинических исследований).
В Турции за последние 10 лет государство три раза пыталось отрегулировать отношения между фармацевтическими компаниями и врачами (2000, 2006 и 2009 гг.). Первые попытки не были эффективными и не решали проблем конфликта интересов. Отсутствие доступа медицинских представителей к врачам в рабочее время заставляет медицинских представителей искать возможность осуществить контакт. В итоге государственными органами было затрачено много усилий на разработку и принятие законов и нормативных документов, но реализовать их положения на практике в достаточной мере не удалось.
Опыт этих стран показывает необходимость деятельности медицинских представителей и сохранение сложившейся практики их визитов к врачам. Деятельность представителя фармацевтической компании (чаще всего он выступает в должности медицинского представителя) в этой сфере является в первую очередь информационно-просветительской и образовательной. Она имеет своей целью содействие врачу в повышении его профессиональной компетентности в применении лекарственных препаратов и является социально значимой, так как направлена, в конечном итоге, на благо пациентов. По сути, медицинский представитель несет новые знания о лекарственных препаратах в практическую медицину, чем в значительной мере способствует повышению качества фармакотерапии. По данным исследования, проведенного в октябре 2010 года ВЦИОМ, медицинские представители были признаны врачами вторым по важности источником информации о новых лекарственных препаратах после научных симпозиумов и конференций. При этом они не вошли даже в десятку факторов, влияющих на назначение того или иного препарата. В данном контексте планируемый в нашей стране фактический запрет на посещение медицинским представителем врача может существенно повлиять на относительно сложившийся баланс фармацевтического рынка и трудовых ресурсов в этой сфере. По удельному количеству медицинских представителей мы сильно отстаем от развитых стран. По данным сравнительного анализа Cegedium Dendrite, в США на одного медицинского представителя приходится 9 врачей, в Бельгии - 12, в то время как в России - 28. Кроме информационно-просветительской важной обязанностью медицинского представителя является мониторинг безопасности применения лекарственных препаратов. Собранные таким образом сведения в последующем передаются ответственным лицам фармацевтической компании-производителя, в ее штаб-квартиру и в соответствующие государственные регуляторные органы. Практический опыт ряда стран и результаты исследований специализированных организаций подтверждают важность и полезность института медицинских представителей. Государственные решения в сфере здравоохранения и социального развития направлены, как уже упоминалось, в конечном счете, на улучшение качества медицинского обслуживания, одним из важнейших компонентов которого является современное лекарственное обеспечение, основанное на рациональном применении как хорошо известных, так и новых препаратов. Рациональность применения, основанная на принципах доказательной медицины (принятые в международной практике методы оценки эффективности и безопасности лекарственных препаратов) и фармакоэкономики (раздела фармакологии, в котором рассматриваются экономические аспекты применения лекарств при различных заболеваниях) является основой качественного лечения большинства заболеваний.
В настоящее время важность института медицинских представителей в фармации и медицине трудно переоценить. Именно они являются проводниками от фармацевтической компании к медицинскому сообществу любых изменений, касающихся лекарственных препаратов, а в обратном направлении - информации о побочных и нежелательных явлениях. Медицинские представители для врачей являются, как отмечалось выше, одним из основных источников информации о новых лекарствах.
Так, возвращаясь к результатам опроса ВЦИОМ, следует еще раз подчеркнуть, что основными источниками информации о новых препаратах для врачей являются медицинские конференции, конгрессы, симпозиумы (по мнению 72% опрошенных врачей), а также визиты медицинских представителей (71%). Третью позицию с большим отрывом занимают справочники лекарственных препаратов - 44%. Более того, благодаря взаимодействию с медицинскими представителями врачи получают возможность участия в конференциях и конгрессах разного уровня и обмена опытом с коллегами (73%). Основная форма взаимодействия врачей и представителей фармацевтических компаний, по мнению опять же врачей, - это получение от медицинских представителей информации о новых препаратах (91%). На втором месте стоит предоставление информации о новых свойствах препаратов (69%).
Большинство опрошенных врачей согласилось с тем, что медицинские представители побуждают врачей интересоваться новыми лекарственными препаратами и повышать свой профессиональный уровень и являются важным источником информации о новых лекарственных препаратах. Как известно из открытых публикаций, внимание аудитории к информации, происходящей из личного общения, значительно превышает таковые показатели обезличенной рекламы, прямой почтовой рассылки или любого другого информационного воздействия. Медицинские представители являются важным звеном в системе современного лекарственного обеспечения, так как от уровня их собственной медицинской квалификации напрямую зависит эффективность работы. Кроме этого, медицинские представители рассматриваются фармацевтической фирмой как кадровый резерв для подготовки менеджеров разного уровня, включая и самый высокий. В практике есть примеры карьерного роста от должности медицинского представителя до главы представительства крупной международной фармацевтической компании в России.
Следует отметить, что деятельность медицинского представителя в России не является профессией, как, например, в Германии, где медицинский представитель включен в реестр профессий министерства труда. Соответственно, в нашей стране нормативно не определен профессиональный статус медицинского представителя фармацевтической компании, не сформулированы в правовых нормативных документах требования к профессиональной роли медицинского представителя, не определены этические и правовые особенности его профессиональной деятельности. Актуальность деятельности медицинского представителя становится более очевидной на фоне особенностей подготовки врачей - длительный период становления специалиста (6 лет в институте и 1-3 года последипломной специализации, повышение квалификации один раз в 5 лет), за время которого появляются не только новые лекарственные препараты, но и формируются новые направления в лечении многих заболеваний. При этом, естественно, возникает временной лаг между временем появления нового знания и использованием этого знания в учебном процессе.
Полагаю, что высказанные выше аргументы достаточно значимы, чтобы инициировать поиск других, кроме запретов, способов регулирования и оптимизации деятельности медицинских представителей.Очевидно, что нынешний статус отношений медицинского представителя фармацевтической компании-производителя и врача требует коррекции. Эффективной она будет только при соблюдении одного условия - заинтересованного участия в этом процессе обеих сторон: врача и медицинского представителя. В этой связи возникает вопрос: как в современных условиях обеспечить профессиональную взаимную заинтересованность во взаимодействии врача и медицинского представителя, сделать его визит к врачу информативным и полезным и для врача, и для пациента? Для этого, по моему мнению, следует установить общие правила для всех участников процесса продвижения лекарственных препаратов. Должен быть единый документ, в котором изложены фундаментальные требования к процессу продвижения и субъектам этого процесса. Этот документ может быть использован в качестве основы при подготовке единой программы послевузовского дополнительного обучения будущих медицинских представителей. На основе этих требований каждая фармацевтическая компания может проводить дополнительное внутреннее корпоративное обучение медицинских представителей в соответствии с Миссией компании. Единые правила продвижения лекарственных препаратов создадут условия для сорегулирования общественных профессиональных организаций, которое имеет важное значение, так как каждая ассоциация несет ответственность за действия члена ассоциации.
Идея реализации образовательных проектов в этой сфере не нова. В европейских странах медицинских представителей готовят на естественно-научных факультетах с отработкой всех необходимых для этой профессии навыков. В Великобритании существует "Свод правил фармацевтической отрасли", принятый Ассоциацией фармацевтической промышленности совместно с Агентством по регулированию свода правил для рецептурных препаратов (первая редакция - 1958 год, последняя - 2008 год). Приведу цитату из Свода, относящуюся непосредственно к образованию медицинского представителя: "Представители должны пройти соответствующее обучение и обладать достаточными научными знаниями, дающими им возможность предоставлять полную и точную информацию о рекламируемых ими лекарственных препаратах. При исполнении своих обязанностей представители должны всегда поддерживать высокие стандарты этичного поведения и соблюдать все соответствующие требования Свода правил".
Отношения врача и медицинского представителя носят этико-правовой характер, что предполагает наличие у них соответствующего уровня образования и воспитания. Для подготовки специалистов на соответствующем современным требованиям уровне этики выполнения профессиональных функций целесообразным представляется осуществить следующий комплекс мероприятий:
1. Подготовить и принять "Кодекс этического продвижения лекарственных препаратов".
2. Подготовить и утвердить комплект учебных и методических материалов для обучения медицинского представителя основным профессиональным компетенциям правого и этического аспектов продвижения лекарственных препаратов.
3. Разработать порядок и условия аттестации медицинского представителя по специализации "Этические и правовые принципы продвижения лекарственных препаратов". Целью введения такого порядка является предупреждение нарушений в сфере продвижения лекарственных препаратов и максимизации положительного воздействия на качество медицинской помощи. Можно ожидать, что такие меры приведут и к уменьшению затрат на продвижение лекарственных препаратов, следствием чего может стать более благоприятная для потребителя цена препарата. Автор надеется, что высказанные в настоящей статье рассуждения и предложения найдут отклик среди заинтересованных участников сферы продвижения лекарственных средств и принесут пользу всем, кто неравнодушен к качеству медпомощи населению страны.