Нельзя выстраивать политическую систему под одного человека, а долгое пребывание у власти просто опасно. Дмитрий Медведев рассказал в минувшую пятницу в Костроме то, о чем давно думал.
Визит президента в старинный русский город преследовал сразу несколько целей. Во-первых, Медведев посетил роддом, в котором ежегодно рождаются около 3 тысяч детей - треть от областного "объема". Роженицам, помимо приезда высокого гостя, преподнесли еще один подарок - по распоряжению президента, из его Резервного фонда выделено 350 миллионов рублей на закупку оборудования для роддомов. Речь идет о том, что с 2012 года Россия перейдет на стандарты живорождения, утвержденные Всемирной организацией здравоохранения. Согласно им, живым считается ребенок с массой тела от 500 граммов. Сейчас же в России младенцами называют детей от одного килограмма. К таким переменам властям надо основательно подготовиться, приобретя для роддомов нужную технику.
Во-вторых, Медведеву хотелось лично убедиться в возможностях выборной системы. К 2015 году, по словам президента, девять из десяти избирательных участков в России должны быть оборудованы электронными системами голосования, которые исключат "всякого рода разговоры про подтасовки, про то, что бюллетени засовывают, про то, что там кто-то манипулирует этим". Он отметил, что на установку электронного оборудования для голосования "запланированы деньги, немаленькие - это миллиарды рублей".
И наконец, самым важным стала политическая часть костромской поездки. Для того чтобы высказаться главе государства не потребовалось создавать какие-то новые формы общественной жизни, он воспользовался прежними, просто собрав молодых депутатов заксобраний. На встрече присутствовали представители всех четырех парламентских партий.
Несмотря на все еще существующие изъяны, говорил Медведев, "за последние несколько лет политическую систему мы немножко оптимизировали".
- Сегодня уровень развития парламентаризма, политической системы в стране соответствует уровню развития нашего общества - она не лучше, но и не хуже нашего общества, уровня его подготовленности, - сказал президент.
Впрочем, Медведев подчеркнул, что не тешит себя "иллюзиями по поводу того, что мы создали какой-то хорошо работающий, полностью отрегулированный механизм". Но настройка этого механизма происходит, сказал он.
По мнению главы государства, изменять политсистему следует плавно, ее нельзя "трясти как грушу", иначе она не выдержит. "Часто я слышу упреки - вы слишком медленно ее меняете, вы делаете косметические вещи, нужно все перелопатить", - сказал Медведев, заметив "это, как правило, говорят люди, далекие от политической практики".
Он напомнил о резких изменениях конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, которые больно ударили по народу. Однако Медведев все же вступился за ту власть: "В конечном счете, мы им должны сказать спасибо за то, что они по краю провели страну, но все-таки не дали свалиться нам в кровавую баню, хотя ошибок насовершали, конечно, очень много. Но не совершает ошибок, как известно, тот, кто ничего не делает".
Другим риском системы может стать ее заточенность под одного человека.
- Сверхконцентрация власти - это действительно опасная штука, в нашей стране это бывало неоднократно. Как правило, это вело или к застою, или к гражданской войне, поэтому мы этого допускать не должны. Мы должны действовать строго в рамках Конституции, и попытки выстроить власть под конкретного человека в любом случае опасны. Если они и не принесут проблем в текущей жизни, то можете не сомневаться, в обозримом будущем они создадут огромные проблемы и для самой страны, и для конкретного человека, - предостерег президент.
Как бы то ни было, по его словам, президентская форма правления все-таки самая подходящая для страны. "В силу истории, размеров нашего государства, сложнейшего этноконфессионального состава нашего государства не существует альтернативы президентской формы правления. В этом я убежден на 100 процентов", - считает Медведев. Он, правда, сразу оговорился, что его слова не следует воспринимать как намерение исполнительной власти "подавить парламентскую".
Кроме сверхконцентрации полномочий глава государства высказался против долгого пребывания тех или иных лиц у власти. "Если человек считает, что может руководить на своем посту бесконечно долго, этот человек опасен для общества", - снова предупредил президент.
Молодые партийцы вполне серьезно отнеслись к встрече с президентом, подготовив свои предложения. К примеру, депутат-"единоросс" из Саратова Маргарита Козлова потребовала запретить распитие пива в общественных местах, так и сказав президенту: "Пора действовать". Она, кстати, посетовала на окружающие партии, которые, по ее мнению, и конкурентами сложно назвать. Не объявляя имен и паролей, Козлова сказала, что в одной партии все заточено под одного лидера, а в другой - очень плохо с ротацией в рядах. Юрий Афонин из КПРФ попросил либерализировать избирательные участки так, чтобы среди тех, кто визирует протоколы, были представители разных партий. А младодепутат от ЛДПР начал с похвал: наконец-таки в стране, впервые за сто лет, появился руководитель, не ориентированный на одну партию.
Медведев осек историческую выучку либерал-демократа, заметив, что раньше сам считал правильным, когда глава государства стоит над партиями и прочими силами. Однако теперь Медведев думает иначе. "Президент может быть беспартийным. Я считал до поры до времени это благом. Не уверен, что так будет всегда. Скорее, уверен в обратном", - сказал он. На вопрос, когда именно произойдет эта метаморфоза, Медведев ответил, что "как получится. Когда партийность президента будет восприниматься большинством людей, не как уязвимость политической конструкции".