Переход на платную систему просмотра онлайн-контента газеты "Нью-Йорк таймс", как и предсказывали ряд медиаэкспертов, ознаменовался значительным снижением популярности интернет-ресурса одного из самых авторитетных изданий США.
Как стало известно, общее число просмотренных страниц сократилось на 24 процента, а число уникальных посетителей www.nytimes.com упало на 13 процентов. Впрочем, в издательстве "Нью-Йорк таймс компани" "РГ" пояснили: выводы о провале новой стратегии на монетизацию редакционных интернет-материалов делать преждевременно, а первые результаты глобального запуска платного доступа к электронной версии газеты оказались лучше ожиданий.
Напомним, в марте ведущая американская газета решилась на весьма рискованный шаг, введя платную систему доступа к своим материалам на веб-сайте. Электронная подписка доступна читателям в виде трех пакетов: 15 долларов в месяц за доступ к новостям и материалам непосредственно через сайт издания и мобильные телефоны, 20 долларов в месяц за доступ к новостям через сайт и планшетные компьютеры и 35 долларов за неограниченный доступ. Примечательно, что 20 статей в месяц можно посмотреть бесплатно, однако, исчерпав этот лимит, владелец персонального компьютера получает предложение оплатить онлайн-подписку.
На столь радикальный шаг руководство издательства в лице председателя "Нью-Йорк таймс компани" Артура Сульцбергера-младшего толкнула сама жизнь: привычная бумажная версия газеты стала приносить все меньше прибыли и все больше убытков, что в свою очередь является отражением общей тенденции печатной индустрии в США. "Наше решение взимать плату за доступ к цифровому контенту приведет к появлению еще одного источника доходов, что укрепит наши возможности и дальше инвестировать в журналистику", - заявил тогда руководитель издания.
Как пояснил в беседе "РГ" представитель "Нью-Йорк таймс компани" Кристин Мэйсон, текущее падение популярности интернет-ресурса издания вовсе не означает сдачу позиций газеты. По его словам, "приблизительно три недели спустя после глобального запуска новой системы доступа к контенту "Нью-Йорк таймс" число платных электронных подписчиков превысило 100 тысяч. Однако в то же время, говорит Мэйсон, мы зафиксировали рост традиционной подписки с доставкой на дом как семидневной версии, так и только воскресного выпуска, поскольку подписчики печатной версии получают бесплатный доступ к сайту. "Словом, хотя пока мы еще только начали и находимся в процессе перехода на новую систему, мы удовлетворены тем, что достигнуто на сегодняшний день", - уточнил представитель "Нью-Йорк таймс компани".
Тем не менее первичное падение популярности страницы влиятельной американской газеты в Интернете после введения платной системы просмотра контента в целом вписывается в пока что не очень большой, но все же имеющийся мировой опыт коллег по печатно-журналистскому цеху по "монетизации интернет-контента". Так, при переходе на платную основу просмотра статей британских газет "Таймс" и "Санди таймс" в июне прошлого года количество посещений интернет-сайтов этих изданий сократилось на 62 процента. Гораздо лучше дела обстояли у "Файнэншл таймс", которая, перейдя на схему частичной монетизации онлайн-контента, в итоге добилась увеличения интернет-аудитории на 50 процентов.
Неудивительно, что опыт "Нью-Йорк таймс" по переходу на платный доступ к своим редакционным материалам внимательно изучается конкурентами и аналитиками. Как в Америке, так и за ее пределами. "Сегодня многие газеты в США рассматривают для себя варианты дальнейшей монетизации высококачественного журналистского материла, которому доверяют читатели и который распространяется на печатных, цифровых и мобильных носителях", - рассказал "РГ" директор по связям с общественностью Ассоциации американских газет Джефф Зигмунд.
По неподтвержденной информации, планы взимать плату за доступ к своей онлайн-версии имеются и у британской газеты "Дейли телеграф".