Новости

17.05.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Не отмоют добела

Банкам не нравятся новации в сфере противодействия легализации преступных доходов

На IX Международной научно-практической конференции "Мировые тенденции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и их реализация в России" руководители государственных финансово-надзорных органов, представители банковского сообщества и эксперты обсудили возможные меры по улучшению координации при взаимодействии банков и государственных органов в этой области.

По различным экспертным данным, размер "теневой" экономики в России доходит до 20% ее ВВП. В мировой системе офшоров укрывается до 11 трлн $. По оценкам МВФ, в мировой экономике "отмывается" от 2 до 5% мирового ВВП. Эти показатели и диктуют то, что законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов и в мире, и в России за последнее время следует явной тенденции ужесточения требований к кредитным организациям.

Тем не менее последние законотворческие новации в этой сфере в России вызывают вопросы, поскольку порой ставят банки в сложное положение. Больше всего обсуждались и критиковались вступивший в январе этого года в силу закон N 176-ФЗ, который внес изменения в закон N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также изменения в статью 15.27 Кодекса об административных правонарушениях. Последние ужесточили ответственность должностных лиц кредитных организаций за непредоставление информации о подозрительных финансовых операциях. Как подчеркнул президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, изменения в статью 15.27 создали для банков ситуацию неопределенности правового регулирования их деятельности со стороны регулятора: "Привлечение кредитных организаций к ответственности за совершение административного правонарушения должно быть прерогативой исключительно Банка России, а законодательные нормы не должны иметь возможности для двойного толкования", - сказал Гарегин Тосунян.

Кроме того, представители банковского сообщества рассказывали на конференции о том, что теперь сотрудники банков перегружены составлением всякого рода отчетов в Федеральную службу по финансовому мониторингу и находятся под постоянной угрозой крупных штрафов. Как заявил начальник управления мониторинга банковских операций ВТБ Денис Новиков, "при введении жестких мер в виде штрафов ссылаются на западный опыт. Действительно, там штрафы существенно выше, а меры существенно жестче. Однако там штрафуют в основном за подозрительные операции и за непротиводействие финансовому терроризму. Причем в Великобритании, Швейцарии или Гонконге не считается зазорным направить регулятору сведения о всего пяти или десяти подозрительных операциях в год, которые действительно показались подозрительными сотрудникам банка. У нас же основной камень преткновения не в этих направлениях, а в обязательном контроле, когда мы вынуждены буквально заваливать регулятора количеством сообщений о подозрительных операциях".

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на это ответил, что "не надо бояться перегрузить нас работой. Пока еще не было жалоб, что мы кого-то оклеветали. В мире есть разные способы взаимодействия банков с регуляторами. Если мы придем к выводу, что нужна корректировка, мы вместе с Госдумой будем решать этот вопрос. В ряде стран банковский сектор действительно отправляет регулятору информацию гораздо реже, чем у нас. Но ведь там в банках ведется очень серьезная работа, составляются толстые досье на клиентов в нескольких томах. И если вы сами готовы взять на себя такую ответственность и выполнять такую серьезную работу по доскональному изучению своих клиентов, мы будем только рады".

Экономика Бизнес Банковское законодательство