Новости

17.05.2011 00:50
Рубрика: Общество

Врача вызывают в школу

Дмитрий Медведев поставил задачу провести углубленную диспансеризацию всех школьников

На вчерашнем совещании у президента министр Андрей Фурсенко доложил, что исполняя поручение президента о возможном проведении тестирования школьников на употребление наркотиков, Минобрнауки издало приказ.

Документ вводит в школах психологическое тестирование, а также ставит школьников перед выбором: либо соблюдать правила школы и соглашаться на тестирование, либо идти против этих правил, но тогда школа может на это соответственно реагировать.

Совещание у президента стало продолжением ранее прошедших встреч, посвященных детям. На этот раз глава государства предложил поговорить об организации питания и медицинской помощи в детских садах и школах.

Ситуация со здоровьем подростков действительно не лучшая. "Абсолютно здоровыми, по данным минздравсоцразвития, можно назвать только 10 процентов выпускников школ, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Более половины детей считаются имеющими ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 детей приобретают хронические болезни". Это стало причиной того, что глава государства поставил задачу углубленной и сплошной диспансеризации школьников.

Но системные проблемы одной диспансеризацией не решить. "Сегодня в значительной части российских школ отсутствуют медицинские кабинеты. Либо они имеются, но там стоят только стулья, столы, и больше ничего", - заявил президент. В третьей части российских школ медицинских кабинетов нет вообще. Это, как правило, заметила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, в сельских школах их обслуживание ведется силами фельдшерско-акушерских пунктов.

К компетенции школьных врачей - там, где они есть, тоже имеются претензии. "Порой единственное, что может сделать школьный доктор, - это позвонить в "скорую помощь", - отметил глава государства. Во многих школах ставки медицинских работников либо вообще сокращены, либо остаются вакантными.Набрать в школы специалистов тоже непросто: на такую работу идут крайне неохотно, что объясняется низкой зарплатой. Хотя уровень оплаты труда и несколько повысился, заметила Голикова, в среднем он все равно составляет 50-65 процентов от зарплаты медицинского персонала среднего звена.

- Пора менять эту ситуацию. При этом мы должны придумать такие предложения, которые будут эффективны и работоспособны, - призвал Дмитрий Медведев. - Не следует идеализировать то, что было. И в советские времена такого рода кабинеты были во многом формальными.

Другая сторона вопроса здоровья детей - это их правильное питание в школах. В 48 регионах приняты, а в 24 подготовлены муниципальные и региональные программы по совершенствованию питания в общеобразовательных школах. "Это неплохой результат, потому что несколько лет назад у нас еще ничего не было", - считает президент.

За четыре года практически во всех регионах, которые участвовали в первом эксперименте по улучшению питания школьников, показатели здоровья детей улучшились. "Экспериментировать хватит. Надо переходить уже к развитию этой системы по всей стране", - заключил Медведев.

- В каждой региональной программе развития образования должен быть соответствующий раздел, - заявил глава государства. - Именно там должны закладываться основы этой программы: как она должна финансироваться. И в значительной мере за нее должны отвечать все, кто организует здравоохранение и образование в регионе.

Прошедшее обсуждение было установочным. Позже президент намерен провести еще одно совещание, посвященное здоровью детей, на котором и будут подведены итоги дискуссии.

Секрет трех "П"

Татьяна Яковлева, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", член Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор:

Необходимо определить статус школьного медицинского работника, прописать его функциональные обязанности, стандартизировать школьную медицину, создать ее критерии.

Школьные годы значительно меняют организм ребенка. К сожалению, не в лучшую сторону. Из школы наши дети выносят букет патологических изменений. Уровень хронической патологии у детей в дошкольном возрасте - от 10 процентов, а в старшем подростковом возрасте уже 60-70 процентов. Лишь 10 процентов выпускников российских школ здоровы. В лидерах - заболевания нервной и опорно-двигательной системы, органов пищеварения, близорукость. В итоге - почти у каждого выпускника есть одно-два хронического заболеванию.

Разумеется, лучше заниматься профилактикой, устраняя факторы риска, нежели потом тратить колоссальные деньги на лечение. Но родители часто уповают на участкового врача. Между тем педиатр в районной поликлинике видит ребенка уже с заболеванием, когда поздно работать на опережение. Поэтому столь важна роль школьной медицины, главная задача которой - быть профилактической. Именно школьный медик может сформировать устойчивые стереотипы здорового, правильного поведения. К тому же школьный врач вместе с педагогами и психологами может распределить воздействие с учетом физического воспитания, организации питания, учебных нагрузок.

Школьные кабинеты не должны превращаться в лечебницы. Лечить необходимо в поликлиниках. А школьный доктор - то звено, которое помогает формировать модель здорового образа жизни, пропагандировать отказ от вредных привычек. Причем школьный медик - это не обязательно врач. С такой функцией может справиться и фельдшер, и медицинская сестра. Важно, чтобы они прошли специализацию, чтобы разбирались в особенностях образовательного процесса.

Поэтому необходимо определить статус школьного медицинского работника, прописать его функциональные обязанности, стандартизировать школьную медицину, создать ее критерии. В основу работы школьного медика должна быть положена формула из трех "П": просвещение + пропаганда + профилактика. Именно школьный медик сможет проанализировать влияние учебного процесса на состояние здоровья детей, составить мониторинг факторов риска, дать конкретные рекомендации. Конечно, он не в состоянии один отвечать за профилактику. Вся школа и родители должны этим заниматься. Учитель физкультуры должен обязательно консультироваться со школьным медиком, чтобы физические нагрузки соответствовали состоянию здоровья ребенка.

Каждый третий подросток (в возрасте от 10 до 17 лет) болен хроническим гастритом. Виной тому "бутербродное" питание или пережаренный фаст-фуд. Школьный медик может ввести диетотерапию, активно участвовать в модернизации пищеблоков. Это сократит число отравлений школьников в столовых.

Да и при оборудовании класса школьной мебелью важен инструктаж медработника - чтобы парты соответствовали росту учеников. Это уменьшит количество сколиозов. Начальные его проявления могут быть в раннем детстве, но в десять-пятнадцать лет он проявляется более выражено. Некоторые исследователи даже выделяют отдельный вид сколиоза - "школьный". Избавление от этой напасти под силу школьному медику.

Возможности школьной медицины до сих пор используются явно недостаточно. Она должна войти в программу модернизации здравоохранения, ей требуется стандартизация и информатизация, при непременном условии - повышении заработной платы школьных медиков.

Подготовила Ирина Краснопольская

 

Последние новости