В понедельник поздно вечером очень интересно разрешилась интрига с соглашением о сотрудничестве со следствием. Речь идет о ходатайстве арестованного по делу о нелегальных казино в Подмосковье бывшего прокурора Дмитрия Урумова.
Впервые в нашей стране в практике подобных соглашений подозреваемых со следствием, прокуратура фактически запретила арестанту сотрудничать с государством в раскрытии преступления. Причем серьезного, по которому суд счел необходимым держать подозреваемого за решеткой до суда. С точки зрения закона получилась, мягко говоря, очень нестандартная ситуация.
Напомним, "Российская газета" написала несколько дней назад, что бывший высокопоставленный сотрудник прокуратуры Московской области Урумов выразил желание официально сотрудничать со следствием. Поэтому он попросил о заключении с ним досудебного соглашения. Как того требует Уголовно-процессуальный кодекс, ходатайство арестованного было направлено в Генеральную прокуратуру. На ознакомление. А там договор фигуранта уголовного дела со следствием почитали и отклонили. Аргументы прокуратуры любопытны: Урумов не называет место и время преступления - речь идет о многочисленных взятках прокурорам. Он не называет конкретные цифры и места передачи. И самый впечатляющий аргумент прокуратуры - раз Урумов признал свою вину не полностью, значит он не будет искренен со следствием.
Заместитель Генпрокурора РФ Виктор Гринь, рассматривавший это ходатайство, принял отказное решение вечером в понедельник. Хотя до этого весь день СМИ тиражировали слова адвоката Урумова, который заявлял, что никакого соглашения со следствием у его клиента вообще не было. Да и вину свою он ни в чем не признает. После официального отказа прокуратуры оказалось, что соглашение Урумова со следствием все-таки существовало.
Как написал "Коммерсантъ", теперь решение сдавать - не сдавать проштрафившихся сотрудников может принять только Генпрокурор. Поскольку лишь у него есть по закону право обжаловать постановление своего заместителя. Однако возможно и другое развитие событий. Что же теперь ожидать? Будет ли Урумов после такого решения молчать или следствие станет искать другие пути, чтобы обойти тупиковую ситуацию?
Этот вопрос "Российская газета" задала своим источникам в правоохранительных органах, включая прокуратуру. Вот как там смотрят на новую обстановку. После несогласия надзирающего ведомства сложившаяся ситуация сможет вполне развиваться дальше и без согласия прокуроров. И вот почему. Безусловно, оформленный договор о сотрудничестве - серьезный документ, который дает его обладателю право на сокращение будущего тюремного срока на две трети. Выражаясь обывательским языком, соглашение - это своеобразный страховой полис на будущие поблажки для арестанта, если он помогает следствию.
Но договоры со следствием у подозреваемых и обвиняемых существовали всегда. Да, в прежние времена они были, что называется, на словах, то есть устными. И это согласие сотрудничать на словах сегодня никто не отменял. Оно при вынесении судебного решения учитывалось раньше и продолжает учитываться сейчас. Так что на будущем суде и гособвинитель, и защитник могут и без письменного документа совершенно законно заявить, что человек сотрудничал со следствием и поэтому достоин меньшего срока. И суд не имеет возможности по закону отклонить такой аргумент.
Естественно, можно предположить, что 29-летний Дмитрий Урумов вряд ли захочет быть главной фигурой будущего скандального процесса, хотя с Назаровым он был в весьма близких отношениях.
По сведениям из наших источников, именно он стоял за крайне ценными подарками в виде очень дорогих участков. Речь идет о земле в Пушкинском районе Подмосковья у села Кстенино. Там располагаются несколько участков, которые были собственностью Назарова. И именно Урумов, как утверждают наши источники, вынудил Назарова презентовать дорогую землю нужным людям. А помощница Назарова Гусева, которая тоже находится под стражей, через известную риелторскую компанию, продавала подмосковные участки, передавая деньги находящемуся сегодня в бегах бывшему первому заместителю прокурора Московской области Александру Игнатенко.
Так произошло в садоводческом товариществе "Силанс", где у Игнатенко была земля в аренде. Назаров смог продать в "Силансе" участок земли как прокурорскую собственность за 200 тысяч долларов. Причем точно известно, что Игнатенко 60 тысяч из этой суммы успел получить на руки. Бывший первый зам областного прокурора вообще-то уроженец Харькова и оперативники не исключают, что беглец может находиться где-то на родине.
Напомним, что 4 мая стало известно, что против Игнатенко и Урумова второй раз возбуждено уголовное дело. На этот раз о взятках. Закрывать это расследование прокуратура не стала и Урумов оказался под арестом. Игнатенко же успел скрыться. Следом фигурантами дела стали бывший прокурор Клина Эдуард Каплун и бывший прокурор Ногинска Владимир Глебов. Каплун объявлен в розыск, Глебов - сидит.
Стала известна и сумма взяток, которые, по версии следствия, успели получить прокуроры - 15 миллионов рублей.
Кстати, деньги вокруг теперь уже бывших прокуроров крутились немалые. Вот небольшой пример. На дне рождения у Игнатенко выступил певец Стас Михайлов. Наши источники утверждают, что Назаров заплатил певцу за выступление у прокурора 42 тысячи евро.
Есть информация, что партнерство, возглавляемое Игнатенко, присвоило земли только в "Силансе" общей стоимостью на 206 миллионов рублей. Правда, никакого расследования из этого не получилось. В феврале уже возбужденное дело было оперативно закрыто прокуратурой.