Москвичей взбудоражили слухи: в столице не хватает мест под могилы. Чтобы дождаться очереди на кладбище, родственникам умершего приходится ждать дней пять, а то и неделю. Так ли это, пытался выяснить корреспондент "РГ".
До недавнего времени для новых захоронений было открыто лишь Перепечинское кладбище. На остальных 70 погребали только в семейно-родовые могилы. "А сейчас захоронения осуществляются на шести московских кладбищах", - заявил Андрей Марсий, заместитель руководителя департамента торговли и услуг. Дело в том, что свободные места на Перепечинском тают, и пока там стучат топоры, расчищая от деревьев очередные 5 га под новые кресты, решено временно открыть для захоронений Николо-Архангельское, Щербинское, Долгопрудненское, Хованское, Домодедовское кладбища. Перед администрациями поставили задачу: найти резервы. Нашли. Теперь на шести городах мертвых помимо захоронений на семейно-родовых участках в день копают примерно по 30 новых могил. "Такова потребность города, - подчеркнул Марсий. - Никакого лимита для новых захоронений на кладбищах Москвы нет".
За год в Москве умирает около 120 тысяч человек (то есть каждый день - более 320). Эксперты утверждают: примерно 20 тысяч гробов родственники увозят в регионы. Половина жителей столицы обретают покой на семейно-родовых участках. Кстати, в последнее время горожане, определяя способ погребения, стали чаще делать выбор в пользу кремации, и сейчас 50 процентов от всех захоронений происходит именно таким образом. Получается, что для могил на новых участках ежедневно необходимо в среднем 30 участков. Но день на день не приходится, отметили в ГУП "Ритуал", на прошлой неделе, например, цифры колебались от 4 до 25. "Никакого ажиотажа нет, - подчеркивает Марсий, - работаем в штатном режиме".
Однако одна из сотрудниц газеты рассказала другую историю: "Знакомая умерла на Пасху. Похоронный агент заявил родственникам: "Могила будет готова только через две недели. Но если согласны платить около 300 тысяч рублей, быстро оформлю захоронение на коммерческом участке одного из кладбищ". Таких денег в семье не было. Через пару дней похоронный агент сообщил, что с превеликим трудом ему удалось "договориться" о могиле на Долгопрудненском кладбище. В итоге женщину похоронили лишь на пятый день. В чем причина "затянувшегося" прощания? В департаменте торговли и услуг утверждают: к нам не поступало ни одной подобной жалобы, 90 процентов захоронений проводится на третий день, остальные задерживаются, если требуется провести, например, следственные мероприятия. А в ГУП "Ритуал" засомневались в честности агента, заявившего о дефиците. Скорее всего, из родственников покойной пытались выбить сумму покрупнее. Увы, такое в Москве встречается сплошь и рядом, поясняют там. Причина в том, что на рынке ритуальных услуг помимо аккредитованных городом организаций действует немало фирм, главная цель которых - нажива. Обещают место поближе к входу на кладбище, за что просят доплатить, а потом оно оказывается на "задворках", или, например, ломят цену за похороны даже тех, кто имеет все права быть похороненным на льготных условиях... Найти управу на таких рвачей сложно - мешают дыры в устаревшем законодательстве. Москва несколько лет предлагает их залатать, внося предложение ограничить выход на рынок ритуальных услуг недобросовестных компаний, но дело так и стоит на мертвой точке. По словам одного из экспертов, за последний год цена за ту же информацию о покойнике, которую сообщают похоронным фирмам милиция, врачи "скорой" и другие осведомленные на этот счет официальные лица, выросла с 10 до 15 тысяч рублей. Для простых москвичей это оборачивается дополнительными тратами на скорбные услуги - ведь недобросовестные агенты и фирмы отбивают потраченные деньги за их счет.
Так или иначе, ситуацию с захоронениями в мегаполисе спокойной не назовешь. Скажем, город рассчитывал на расширение некоторых кладбищ, расположенных на территории Подмосковья. Не везде получилось. В частности, некоторые подмосковные ведомства не дали на это добро, посчитав, что расширение московского некрополя отбирает областную землю. Большие надежды были связаны у города с участком в 70 га близ поселка Озерецкое Дмитровского района, который Москва купила еще в 2005 году. На оформление документов, подтверждающих право собственности, ушло четыре года. Казалось бы, вот-вот - и начинай обустраивать участок. Однако из-за активных протестов экологов и местных жителей, считают эксперты, планы придется пересмотреть, в лучшем случае городу может достаться половина от намеченного. 14 мая столичный департамент земельных ресурсов объявил аукцион на право приобретения в собственность Москвы земельных участков (всего около 120 га) для погребения в Раменском районе. Но из-за отсутствия заявок его признали несостоявшимся. Но власти смотрят на ситуацию без похоронного настроения. "Интенсивно ее улучшаем, - заверил корреспондента "РГ" Марсий. - К тому времени, как резервы на пяти прежде закрытых кладбищах закончатся, будут готовы новые участки". По его словам, через несколько месяцев первые кресты появятся на участке в 35 га под Зеленоградом в Алабушево. К тому же мэр Сергей Собянин поставил задачу: приобрести в Подмосковье 300 га под некрополи. Подмосковные власти предоставили уже восемь участков на 600 га. В ближайшее время городские специалисты приступят к их осмотру. Сколько и по какой цене в итоге отойдет к Москве, будет ясно в ближайшее время. Напомню: в прошлом году Подмосковье предложило столице землей под кладбища погасить долг, скопившийся за бесплатный проезд подмосковных льготников в общественном транспорте мегаполиса. Задолжали Москве 4,83 млрд рублей. Но тогда выяснилось, что на государственном уровне нет механизма мены долгов на погосты. Вопрос находится в стадии решения. Эксперты утверждают: отношения, возникающие при выделении земли для организации мест погребения, в похоронной сфере двух регионов ничем не регулируются. И приводят пример: до сих пор не сняты вопросы по половине из городских кладбищ, действующих в области. Это касается практически всех крупных некрополей, например Николо-Архангельского, Митинского, Домодедовского... В советские годы городу разрешали брать землю под погосты просто в аренду. Как с ней быть сейчас?
Впрочем, эти проблемы не повисли мертвым грузом, утверждают городские власти: "У нас полное понимание и взаимодействие с областными коллегами".
Но ведь рано или поздно и в Подмосковье, которое само страдает от дефицита участков, пригодных под города мертвых, уже хоронить будет негде. Рассчитывать только на приобретение земли в области неразумно. Между тем городу требуется под захоронения по 15-17 гектаров новой земли ежегодно.
Одни эксперты предлагают усилить пропаганду кремации. В некоторых европейских странах этот способ используется в 90 процентах захоронений. Но пока не стоит рассчитывать, что в ближайшее время вырастет число россиян, готовых на такой выбор. Мнение других специалистов: свободные участки на любых кладбищах должны распределяться на общих основаниях, а уж если они закрыты, то закрыты для всех, несмотря на то, сколько родственники и близкие согласны выложить за могилу. И, наконец, предлагается ввести в России практику, распространенную в большинстве европейских стран: участок на кладбище должен выдаваться не в пожизненное пользование родственникам, а лишь в аренду, на срок, пока есть кому обихаживать могилу и платить за землю. Однако для этого надо менять федеральное законодательство, а это процесс небыстрый. Правда, Москва пошла на половинчатую меру, предоставив возможность жителям столицы опекать бесхозные могилы, чтобы воспользоваться ими в урочный час. Такой возможностью воспользовались уже около 2 тысяч москвичей. Многие эксперты сходятся во мнении: надо добиваться результатов по всем направлениям, только тогда "вопрос о подземной квартире" перестанет оборачиваться проблемами.