16.05.2011 23:41
    Поделиться

    Смоленские художники творят "историю в бронзе" с помощью современных технологий

    Смоленские литейщики закончили работу над памятником Александру Твардовскому, который планируется установить в столице. Корреспонденты "РГ" побывали на производстве, чтобы выяснить, с помощью каких современных технологий художники творят "историю в бронзе".

    Родом из Минска

    Местечко Катынь под Смоленском известно не только крупнейшим российским мемориалом памяти жертв политических репрессий, но и уникальным литейным предприятием. Изготовленные здесь бронзовые скульптуры украшают Москву, Париж и другие крупные города. Раньше тут среди прочих отливали композиции, посвященные полку "Нормандия-Неман" и украинскому Голодомору, памятники Нурсултану Назарбаеву и Иосифу Кобзону…

    Как говорит доцент кафедры дизайна Смоленского гуманитарного университета Петр Фишман, который провел для корреспондентов "РГ" экскурсию по предприятию, до появления литейки местным художникам приходилось свои работы отливать преимущественно под Минском. А поскольку процесс промышленного изготовления любой скульптуры требует постоянного надзора и частых оперативных вмешательств создателя, работать было, конечно, неудобно.

    - Это ведь очень важно - иметь возможность быстро воплощать свои идеи! - говорит он. - А нам нужно было ехать за тридевять земель, занимать очередь, жить где-то в гостинице...

    Однако после смерти владельца белорусского предприятия прекрасные мастера остались без работы. Тут в Смоленске и воспользовались шансом. Один из местных предпринимателей предоставил под литейку имевшиеся в его распоряжении производственные площади бывшего авторемонтного завода. Сначала в коммерческий успех не верил, но теперь не жалеет. Мастерская стала одним из самых эффективных его предприятий и работает практически бесперебойно.

    Вахта и шихта

    - Не знаю, почему уж так сложилось, но все литейщики - заядлые рыбаки, - говорит Петр Фишман. - Так вот, здесь им на рыбалку времени практически не остается. Вообще, работа организована вахтовым методом: кто из специалистов в данный момент нужен - литейщики, обрубщики, формовщики, - тот и работает. В общей сложности на предприятии трудится человек 20-25.

    Технология, используемая на катынской литейке, не очень распространена в России. Скульптор делает модель, потом форматор снимает с нее гипсовую форму, как правило, состоящую из нескольких частей, и именно они поступают на предприятие. Здесь гипсовые части покрывают определенным слоем специального воска - обычно около восьми миллиметров толщиной. Затем все собирается вместе и внутрь заливается стержневая смесь песка и специальных смол (ее называют ХТС). После этого форма удаляется и остается восковая модель. Она соответствует тому, что слепил скульптор, но, как правило, с определенными погрешностями. Их устраняют, а модель покрывается снаружи той же смесью песка и смол. То есть получается: внутри ХТС, снаружи - ХТС, а между ними - слой воска.

    Бронза для памятника должна быть штихтованной - с четким соблюдением пропорций меди, олова и других ингридиентов

    Когда эта конструкция засыхает, ее разбирают, воск сдирают, а форму собирают заново, в результате чего между слоями ХТС образуется зазор. В свободное пространство и заливают расплавленную до температуры выше 1000 градусов бронзу. Потом надо лишь разбить ХТС снаружи, "выковырять" изнутри - и остается полая скульптура. Сразу нужно оговориться, что отлить, скажем, трехметровую статую Александра Твардовского таким способом невозможно. Большие памятники делают "ярусами", каждый высотой до метра, а потом сваривают их вместе и тщательно зачищают швы.

    После этого остается провести патинировку: цвет "живой" бронзы сам по себе некрасивый. В зависимости от желания автора памятник могут сделать и черным, и с прозеленью, хотя был случай, когда заказчик потребовал, чтобы скульптура горела, словно золотая. Решается эта задача с помощью различных химических реагентов. При этом изделие не только меняет цвет, но и защищается от вредного воздействия окружающей среды.

    - В Белоруссии в свое время в дело шел чуть ли не металлолом, но хорошего качества при этом не добиться, - рассказывает Петр Фишман. - Бронза должна быть шихтованная, то есть необходимо четкое соблюдение пропорций меди, олова и других ингредиентов. Завод, где производят такую бронзу, есть в Одинцове под Москвой. Кварцевый песок и разную "химию" тоже приобретают где-нибудь неподалеку.

    Коня на скаку

    Предприятие выделило скульпторам несколько гостиничных номеров, а рядом с литейным цехом создали большой светлый цех увеличения. Например, Данила Суровцев в момент нашего появления работал здесь с глиной. Занимался деталями скульптурной группы - русский кавалерист времен I мировой войны и его конь.

    - Во Франции, оказывается, воевал целый русский корпус, и, по разным оценкам, погибло от пяти до 35 тысяч русских солдат, - рассказывает молодой скульптор. - И вот где-то на окраине Парижа в честь наших кавалеристов решили поставить памятник.

    А вот белорусский скульптор Игорь Чумаков, несколько лет назад переехавший в Катынь на постоянное место жительства, недавно стал победителем объявленного областными властями творческого конкурса на лучший памятник уроженцу смоленского райцентра Демидов Юрию Никулину. Его установят на малой родине великого артиста в декабре, к 90-летию со дня рождения. Вполне возможно, что отливать скульптуру будут в Катыни. А пока в работе… Ленин. Казалось бы, сколько памятников по стране ему было сделано, а до сих пор поступают заказы.

    В общем, жизнь здесь течет куда интенсивней, чем за стенами цехов: сегодня тут целый табун лошадей, завтра - сразу несколько Петров и Февроний, за которыми из угла хмуро наблюдает Твардовский, а потом их сменяют клоун Никулин и Владимир Ильич. И вся эта разношерстная бронзовая публика превосходно друг с другом уживается. 

    Поделиться