16.05.2011 23:30
    Поделиться

    "Роснефть" и ВР торопятся завершить сделку по обмену акциями

    Российская компания "Роснефть" и британская ВР должны завершить обмен акциями до 3 часов утра 17 мая по московскому времени. К какому решению они пришли, станет известно, по всей видимости, сегодня.

    В начале мая, напомним, Стокгольмский арбитражный суд дал разрешение на эту операцию при условии, что "Роснефть" согласится допустить к участию в арктическом проекте ТНК-ВР. Решение было принято в соответствии с заключенным с обеими сторонами соглашением. При этом суд отмечает, что в возможное соглашение между компаниями будут внесены некоторые изменения.

    В частности, "оба концерна должны согласиться с тем, что полученные акции будут использоваться только для инвестирования и передадутся в доверительное управление", говорится в решении суда. Также и "Роснефть", и ВР лишаются права вводить своих представителей в советы директоров друг друга.

    Напомним, что в январе обе компании создали глобальный стратегический альянс, основанный на взаимном владении акциями и совместном партнерстве на арктическом шельфе. С этого события и начались судебные тяжбы. Консорциум ААР, владеющий пятьюдесятью процентами акций ТНК-ВР и представляющий интересы российских акционеров нефтяной компании, заявил тогда, что подобными планами британцы нарушают соглашение. Представители ААР обратились в суд. В феврале Лондонский суд приостановил процесс обмена акциями между ВР и "Роснефтью". После спор между компаниями начал урегулировать Стокгольмский арбитражный трибунал. В первом круге слушаний 24 марта он запретил нефтяным гигантам осуществлять стратегическую сделку. В ходе второго раунда разбирательств запрет был продлен до 8 апреля. ВР и "Роснефть" договорились завершить сделку к 14 апреля, но в тот же день она снова была отложена почти на месяц. Консорциум ААР не раз заявлял, что выходом из сложившейся ситуации мог бы стать допуск ТНК-ВР в арктический проект. Но, по словам главы "Роснефти" Эдуарда Худайнатова, компания в этом не заинтересована. В свою очередь британская сторона предложила консорциуму продать свою долю в ТНК-ВР за 27 миллиардов долларов, на что те ответили отказом.

    Относительно сроков окончательного разрешения вопроса глава ВР Роберт Дадли заявил следующее: "Я уверен, что мы завершим сделку рано или поздно". Как отмечают эксперты, в случае провала сделки с "Роснефтью" Дадли может лишиться своего поста главы концерна.

    Надо сказать, что компаниям есть за что бороться. Общий объем соглашения об обмене акциями составил 16 миллиардов долларов, а инвестиционный объем сделки по арктическому шельфу на первом этапе - 1,4-2 миллиарда долларов.

    Как уже писала "РГ", этот проект интересен не только "Роснефти" и BP, но и России. Заместитель руководителя энергетического департамента Института энергетики и финансов Мария Белова говорила: "Сам по себе факт, что иностранный участник из пятерки мега-компаний мира, работающих в этой сфере, готов к стратегическому сотрудничеству в нашей стране, работает на улучшение инвестиционного имиджа России. Есть и еще один момент. По нашим законам шельф может разрабатываться только с участием государства, и долгое время иностранные эксперты говорили, что на таких условиях западные компании на сотрудничество не пойдут. Договоренности с BP стали сигналом, что мы действительно открыты для взаимодействия".

    В свою очередь "Роснефти" консорциум важен, поскольку в мировой практике такие крупные проекты компании практически не реализуют в одиночку. Под них требуется большое финансирование, значит, придется обращаться за заемным капиталом. Но если "Роснефть" пойдет на это одна, то риски кредита будут оцениваться по высшему баллу. И привлеченные средства обойдутся весьма дорого. Но дело не только в деньгах. Сотрудничество с британской BP - это доступ к современным технологиям, которых нет у "Роснефти". А они дорогого стоят. Понятно и стремление ВР все-таки довести сделку до логического конца. Ее имидж серьезно пострадал после аварии в Мексиканском заливе. И новое сотрудничество в России поможет ей доказать, считают эксперты, что компания по-прежнему может позиционировать себя как мировой флагман отрасли.

    Поделиться