Новости

17.05.2011 00:40
Рубрика: Экономика

ВТО на второе

Мы расспросили экспертов, как отразится на российском АПК вступление страны во Всемирную торговую организацию

Россия завершит техническую работу по вступлению во Всемирную торговую организацию и начнет процедуру присоединения уже этим летом.

Такие сроки обозначил глава российского минфина Алексей Кудрин на встрече мировой финансовой "двадцатки" в Вашингтоне.

Одним из спорных вопросов, тормозящих вступление нашей страны в ВТО, была поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК.

Сейчас переговоры о совокупных мерах поддержки российских сельхозпроизводителей в рамках ВТО завершены. С момента вступления во Всемирную торговую организацию и до 2012 года наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долларов. За период с 2013 до 2017 года эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд долларов.

"Российская газета" спросила у экспертов в сфере экономики и сельского хозяйства, как вступление в ВТО отразится на отечественном АПК.

Евгений Кузнецов, председатель совета Центрального союза потребительских сообществ РФ (Центросоюз):

- С вступлением России во Всемирную торговую организацию нашим сельхозпроизводителям станет намного сложнее реализовывать свою продукцию. Российский рынок окажется более открытым для импорта, а государство не сможет в полной мере осуществлять политику протекционизма. На прилавках появятся новые товары производителей из стран ВТО, где сельское хозяйство более развито, чем в нашей стране.

С другой стороны, способы поддержки агропромышленного комплекса делятся, как известно, на меры "желтой" и "зеленой" корзины. "Желтая" корзина подразумевает прямые дотации сельхозпроизводителям, "зеленая" - косвенные. При вступлении в ВТО Россия должна сократить меры именно "желтой" поддержки. Конечно, Центросоюз заинтересован в повсеместном субсидировании аграриев. Например, в государственных дотациях на закупку семенного картофеля, которые практикуются сейчас в отдельных регионах и позволяют подсобным хозяйствам увеличить объемы производимой продукции. Однако предпочтительны и "зеленые" меры, например инвестиционные кредиты на модернизацию производственных мощностей. В нашем случае это овощехранилища, упаковочные и обрабатывающие линии, которые позволят хранить, заготавливать и перерабатывать больше овощей.

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:

- Наша страна уже выполняет все условия вступления во Всемирную торговую организацию, касающиеся сельского хозяйства. Поэтому на отечественном АПК вступление России в ВТО не отразится никак. Экспортных субсидий у нас нет, таможенные пошлины на импорт сельхозпродукции невелики. С учетом того, что сейчас на развитие АПК тратится чуть больше 3 млрд долларов в год, после вступления в ВТО у России в части поддержки аграриев остается значительный люфт.

Кроме того, существует множество косвенных мер поддержки сельхозпроизводителей, против которых страны ВТО ничего не имеют. Это развитие инфраструктуры села, помощь в модернизации оборудования, субсидирование процентов по кредитам, финансирование аграрных вузов.

Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока:

- Вместе с членством в ВТО Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках нашей продукции на рынки стран Всемирной торговой организации. Сегодня Россия - крупный экспортер зерна, потенциальный экспортер мяса птицы и свинины, а в дальнейшем, возможно, и молочных продуктов. Поэтому сельхозпроизводители крайне заинтересованы в расширении зарубежных рынков сбыта.

Есть еще один важный момент. Вступление в ВТО изменит структуру господдержки российского агропромышленного комплекса. Мы изучали системы взаимодействия государства и сельхозпроизводителей в странах ВТО. И пришли к выводу, что во многих государствах уровень гос поддержки на килограмм сельхозпродукции существенно выше, чем в России, просто развивают АПК страны - участницы ВТО в другом формате. Вместо прямого квотирования применяются субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развиваются инфраструктура и логистика. Это стимулирует сельхозпроизводителей повышать эффективность своего производства и работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры.

С другой стороны, пока предприятия свиноводства, птицеводства и еще ряда отраслей в нашей стране не смогут обойтись без квотирования. Поэтому необходим переходный период, когда объем прямых мер поддержки АПК снижаться не будет. Главное, чтобы за это время мы смогли перейти от прямых вливаний в сельское хозяйство к созданию благоприятных условий для его самостоятельного развития.

Виктор Семенов, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС), депутат Госдумы:

- С вступлением в ВТО повысится конкуренция на рынке продовольствия. И нам к этому времени необходимо успеть принять основные технические регламенты на продукты питания. Эта работа сейчас очень активно ведется минпромторгом и минэкономразвития при участии союзов и ассоциаций, входящих в АССАГРОС. Только что мы внесли в комиссию Таможенного союза и правительство ряд предложений в проекты технического регламента по безопасности пищевой продукции, алкогольной продукции, на очереди техрегламент по маркировке. Если этого не сделать, у наших иностранных коллег будет двойное преимущество. Во-первых, уровень поддержки сельского хозяйства в странах ЕС и в США превышает наши показатели в разы. Во-вторых, у них практически по всем товарам необходимые стандарты давно действуют. А по условиям ВТО, если страна не обладает подробным Кодексом алиментариусом, в нее можно ввозить любой товар на условиях импортеров.

Еще одна вещь в этом процессе не может нас не беспокоить. Как известно, уровень поддержки сельского хозяйства для России до 2012 года определен в девять миллиардов долларов. Реальная поддержка родного АПК пока держится на уровне в три с небольшим миллиарда. Поэтому ставить вопрос о снижении уровня поддержки АПК прямо сейчас считаю абсолютно неправомерным.

Кто из наших сельхозпроизводителей и пищевиков может выиграть от присоединения к ВТО? Думаю, в первую очередь - экспортеры. И это направление нам нужно срочно развивать. Причем не только торговлю зерном. Кроме него у российских производителей есть еще немало потенциальных товаров, которые будут иметь успех на Западе. Например, лечебные минеральные воды. Такими колоссальными запасами мало кто обладает, и во многих странах с удовольствием будут покупать российскую минералку. Пользуется спросом наша традиционная продукция кондитерской, молочной промышленности, рыбопереработки, продукты из лесных ягод и грибов. Сюда же можно отнести и очень востребованные в цивилизованном мире так называемые экологически чистые продукты питания, производство которых на российских бескрайних полях можно и нужно наладить. Чтобы решить эту задачу, бизнес-сообществу и государству нужно договориться о терминах, стандартах и мерах по контролю за экологическими товарами. Пока же каждый производитель, способный выпускать экопродукцию, сам изобретает некий зеленый "паспорт" для присутствия на специфическом рынке.

Что касается перехода от прямой поддержки к косвенной, пока наш крестьянин рад любой помощи. Очень востребована программа утилизации и замены техники, ведь парк в АПК изношен по большинству позиций до 70 процентов. Не менее актуальна проблема квалифицированных кадров: если привезти новейшую технику, но не найти толковых и непьющих механизаторов, все усилия будут равны нулю. Селу и сельхозпроизводителю срочно нужно развивать инфраструктуру - тоже больная и острейшая проблема. Подобные затраты вписываются в "зеленую", неограниченную корзину. Но дело в том, что все эти средства берутся из одного бюджета, а пока реальность такова: при всем колоссальном прогрессе в шкале господдержки российского АПК в итоге мы имеем лишь 1,2 процента от бюджета. В США, если сравнивать, 24 процента, в ЕС - 33 процента, в Беларуси - 21 процент. Так что есть куда расти.

Экономика АПК Россия и ВТО