Событием недели должна стать сегодняшняя пресс-конференция президента. И заявленные параметры общения со СМИ (свободный диалог), и площадка, на которой она состоится (Сколково), должны продемонстрировать не только уникальный формат мероприятия, но и идеологию большей открытости власти. Подобные пресс-конференции главы государства всегда оказывали определяющее влияние на общественное мнение и актуальную повестку дня. Некоторые даже становились знаковыми событиями года. Возможно, так будет и на этот раз. В преддверии этого события некоторые наблюдатели часто и пристрастно требовали от главы государства новых "громких" политических инициатив. Будем надеяться, они обязательно появятся. Но вне зависимости от их количества и содержания, пресс-конференция главы государства станет важнейшим событием недели.
Создание Общероссийского народного фронта кардинальным образом изменило конфигурацию партийно-политического поля и повестку дня предстоящих выборов в Госдуму. После недолгих раздумий, вызванных либо сожалениями о том, что не им принадлежит эта идея, либо попытками приписать эту идею себе, копировать Путина и "Единую Россию" бросились представители других политических сил. Даже порядком подзабытые политики вдруг решили создать свой "национально-патриотический фронт". Пожалуй, лишь лидер ЛДПР публично отказался участвовать во фронтостроительстве. Главная проблема этих альтернативных новых и не очень фронтов, в том, что они преследуют одну технологическую цель - продемонстрировать "наличие" своей "лавки" (кому-то кажется это удобной площадкой для самопиара, а кому-то удобным товаром на будущее). Большинство таких альтернативных проектов обречены на унылое прозябание либо на ликвидацию к нужному времени, поскольку никаких очевидно сопоставимых с властью материальных и, самое главное, кадровых ресурсов им привлечь не удастся.
Сегодня, вероятно, произойдет запуск процедуры отзыва Сергея Миронова с поста сенатора от Санкт-Петербурга. В результате может поменяться имидж верхней палаты, которая перестанет быть излишне политизированной. С другой стороны, теперь у "Справедливой России" будут развязаны руки для настоящей политической борьбы. Не стоит исключать, что отзыв Миронова будет способствовать поднятию его рейтинга как оппозиционного политика и принесет дополнительные голоса "справедливороссам" на декабрьских выборах в Госдуму. Но сможет ли "Справедливая Россия" не скатиться в радикальный популизм? Пока еще такой шанс остается. Насколько он будет реализован, зависит от сегодняшней схватки.
А пока кажется правильным, что будет ликвидирован неприятный и недемократичный прецедент, когда представитель проигравшей политической силы получает уникальные полномочия от оппонентов, пользующихся большей поддержкой избирателей. Более того, он сознательно и регулярно переходит "черту приличия" в критике своих благожелателей, надеясь заработать на этом дополнительные имиджевые дивиденды. Вряд ли такая практика способствует честной борьбе в будущем. Скорее, наоборот.