Анонимность в интернете - угроза обществу, заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин и предложил упрятать анонимных участников интернет-сообщества в специальную "опасную зону".
Мы попросили прокомментировать это заявление известного богослова, активного участника интернет-сообщества протодиакона Андрея Кураева.
Российская газета: Отец Андрей, все-таки остается такое ощущение, что страхи перед угрозой анонимности в интернете несколько преувеличены. Половина анонимов или "людей в масках" в ЖЖ, например, всем известна. Часто интернет-имя это своего рода игровая маска, и жанр общения ее вполне допускает.
Протодиакон Андрей Кураев: Ну, во-первых, есть такой "жанр" общения, где анонимность вполне естественна. Я недавно летел из Абхазии в Москву, и в самолете мы разговорились с соседом-попутчиком. Беседа была долгой, спокойной, но мой собеседник не представлялся, да и я вовсе не хотел этого. Помните слова известной песни "Откроет душу мне матрос в тельняшечке, как тяжело на свете жить бедняжечке".
И такое "открытие" души часто и естественно происходит как раз анонимного. Есть ситуации, когда надо представляться - это обязательно на круглых столах, пресс-конференциях - но во многих ситуациях это вовсе не обязательно.
Кроме того, хочу обратить внимание, что в Интернете уже есть механизмы, позволяющие регулировать присутствие тех или иных собеседников. Зоны отчуждения для нежелательных анонимных собеседников можно создать у себя на сайте уже сейчас. Так у себя в ЖЖ вполне можно отсекать анонимов от разговора. Я, например, предупреждаю: если ко мне в блог для участия в дискуссии приходит человек, скрывающийся под кличкой, которого я толком не знаю, я либо вообще не отреагирую на его появление, либо отвечу 2-3 фразами. Я не знаю, мужчина он или женщина, не знаю его возраст, и человек, предстающий передо мною, если хотите, не вполне лично, не должен рассчитывать в таком случае на всеобъемлющий, публичный и сущностно личностный ответ на свои заявления с моей стороны.
РГ: Как, по-вашему, сегодня церковные организации представлены в Интернете? Есть официальный сайт РПЦ, есть сайты в епархиях, синодальные отделы заводят сайты, "Православная энциклопедия"...
Кураев: Они представлены активно, но все-таки я считаю, что эта активность недостаточна - и качественно и количественно. Мы должны понимать, что Интернет становится первичным источником информации для все большего количества людей, газеты и журналы стараются разместить новости на сайтах, и это нельзя не учитывать.
Как Церковь должна увеличивать свою активность в Интернете? Я считаю, что мы должны не столько навязывать свою "повестку дня" и обсуждения тех или иных вопросов, сколько создавать группы оперативного информационного реагирования. Так, например, если на официальном сайте светской газеты появляется материал, в котором упоминается русская православная церковь и тут же набегает десяток полуанонимных "троллей" (другое имя участникам такого обсуждения мне трудно подобрать) и начинает говорить о церкви оскорбительно и на повышенных тонах, известной пахучей жидкостью поливая все вокруг, на такого рода вещи надо реагировать. Я бы создавал, например, в духовных семинариях, группы оперативного информационного реагирования специально для участия в дискуссии с такого рода "троллями". Чтобы они могли спокойно войти в дискуссию и столь же спокойно и аргументировано показать, что такие представления о Церкви - это чушь.