Карельские поселки могут остаться без связи с внешним миром

С конца мая нынешнего года руководство железной дороги собирается внести изменения в график движения. В том числе - убрать прицепные вагоны поездов до Санкт-Петербурга и Костомукши по причине их нерентабельности.

Для жителей поселков Янисъярви, Лендеры и Юшкозеро (именно в те места и идут вагоны) это единственный способ добраться до места назначения. В Лендерское сельское поселение входят три населенных пункта - сами Лендеры, Кимоваары и Мотко, проживает в которых почти 1900 человек. Всего 733 двора. Расстояние между поселками в пределах 30-45 километров. Дороги практически нет, зимой и в весенне-осеннюю распутицу можно ехать разве что на тракторе. Поэтому железнодорожная ветка для поселков - это жизнь. Хотя, надо признать, добираться и по рельсам удовольствие не из приятных. Поезд останавливается на станции Суккозеро ночью, там вагон отцепляют, и люди ждут до 9 утра, когда тепловоз потащит его в Лендеры.

- Мы живем в медвежьем углу, - рассказал "Российской газете" Сергей Козлов, глава сельского поселения. - Проводники нашего прицепного вагона сообщили, что уже с 29 мая билеты продавать не будут. Говорят, нерентабельно, вагон не окупает затрат на путь между станциями Суккозеро и Лендеры, хотя на 95 процентов железнодорожные билеты расходятся. Другое дело, что в ведомстве по-разному оценивают убытки. В Москве уверяют, что для сохранения железнодорожной связи всех трех поселков нужно 73 миллиона рублей, в Санкт-Петербурге насчитали чуть ли не в два раза меньше.

Но железная дорога хотя и важная проблема лесного поселка, но, увы, отнюдь не единственная. Более серьезная - незащищенность людей от огня. На последний пожар профессиональная команда из близлежащего поселка Реболы ехала по бездорожью 60 километров часа полтора. К лету ситуация может стать еще острее - из сельского поселения уходит Лендерский леспромхоз, который был долгие годы градообразующим предприятием. В самих же Лендерах постоянный пожарный пост недавно закрыли - как ответили в республиканском государственном комитете по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, из-за отсутствия средств. По этой же причине ни в одном из поселков нет уличного освещения, все отключено из-за неплатежей. Так, долг за электричество еще за 2008 год в тех же Кимоваарах составляет 328 тысяч рублей.

Нет в Лендерах и мобильной связи российских операторов, только финские - до соседней страны всего-то километров тридцать. Поэтому и приобретают местные жители финские сим-карты.

Кстати, как говорят местные старожилы, за последние полтора года, ни один руководитель из районной администрации в Лендерах не был.

- Для нас же главное - железная дорога, пожарный пост и связь, - говорит глава сельского поселения. - С остальным сами справимся.

Мнение

Лев Шустов, первый заместитель министра экономического развития Карелии:

- Особую тревогу в правительстве региона вызывает железнодорожный транспорт. И хотя уже запланированы десять новых маршрутов электричек в наиболее популярные места, которые разгрузят пассажиропоток, опасаемся срывов в движении составов. Дело в том, что руководство железной дороги высказалось за отмену прицепных вагонов к поездам до Санкт-Петербурга и Костомукши по причине их нерентабельности.

В ответ мы подготовили протестное письмо, эти маршруты необходимо оставить. Наше министерство в конце прошлого года обратилось в министерство финансов России с просьбой предоставить средства из федерального бюджета для компенсации потерь железнодорожников. Уточненная сумма необходимых средств - 131,8 миллиона рублей. Как стало известно накануне, эти деньги республике выделят. Региональный бюджет заложил на покрытие убытков нерентабельных поездок 5,5 миллиона рублей.