Контрольно-счетная палата Мурманской области проверила, как региональная администрация компенсирует теплоэнергетикам убытки из-за разницы между реальной стоимостью мазута и той, которая закладывалась в тарифы на тепло. Итог проверки неутешителен: более 180 миллионов рублей чиновники потратили неправомерно.
Как известно, львиную долю квартир в Мурманской области греют котельные, работающие на дорогом мазуте. При этом теплоэнергетические компании вынуждены работать себе в убыток, поскольку тепловые тарифы искусственно занижены и регулируются государством. Чтобы производители тепла не обанкротились, выпадающие доходы приходится компенсировать за счет субсидий из областного бюджета.
Однако при этом региональные власти странно благоволят к одним теплоэнергетикам и игнорируют других. Такой вывод можно сделать из отчета, недавно обнародованного Контрольно-счетной палатой Мурманской области.
Вот лишь один пример. В 2010 году из региональной казны было решено выделить 1 миллиард рублей на покрытие "мазутной" разницы, говорится в отчете КСП от 11 апреля 2011 года. Деньги получили несколько предприятий: являющийся с октября 2009 года банкротом ТЭКОС (655,283 миллиона), "Североморские теплосети" (213,041 миллиона), "Енский" (4,153 миллиона), "Энергоцех" (50,095 миллиона), предприятия Снежногорска (75,538 миллиона) и Полярного (1,887 миллиона). В утвержденной региональным правительством методике распределения субсидий указаны критерии, которым должно отвечать теплоэнергетическое предприятие, чтобы получить бюджетные деньги. Например, производство тепла должно давать ему не менее 75 процентов дохода, более 60 процентов выработанного тепла - поставляться населению, и на 30 ноября 2010 года у предприятия не должно быть нормативного запаса топлива. Однако проверка показала, что 4 компании из списка "счастливчиков" не отвечают 75-процентной норме дохода от выработки тепла, в том числе и ТЭКОС. Кроме того, критерий по нормативному запасу мазута необоснованно ограничил право теплоснабжающих организаций на субсидию, поскольку "этот факт не имеет связи с наличием или отсутствием убытков или прибылей организации в отчетном периоде", подчеркивается в отчете. Без субсидии осталась Мурманская ТЭЦ, которая снабжает теплом 75 процентов потребителей Мурманска, и теплоэнергетики поселка Видяево. Эти два предприятия опрометчиво сформировали более чем 100-процентный нормативный запас мазута.
Аудиторы обнаружили и другие странности. При определении субсидии брали показатель "объем мазута, используемый на выработку тепловой энергии". Но оказалось, что он недостоверен, поскольку в расчете применено количество мазута, поставленного теплоэнергетикам, а не использованного на выработку тепловой энергии, как того требует методика. В итоге областная администрация ТЭКОСу переплатила около 3,5 миллиона рублей, "Североморским теплосетям" - более 40 миллионов, снежногорскому предприятию - более 44 миллионов. А "Энергоцеху", напротив, почти 60 миллионов недоплатила. "Неправомерные расходы областного бюджета на предоставление субсидий четырем организациям составили 88 681,7 тысячи рублей", указано в отчете. Стоит учесть, что субсидии на компенсацию разницы в стоимости мазута тепловикам выделялись в 2010 году не раз, причем с аналогичными нарушениями. И всего региональные власти неправомерно израсходовали на эти цели почти 180 с половиной миллионов рублей, считают аудиторы.
Кроме того, судя по отчету КСП от 22 февраля 2011 года, в 2009 году теплоэнергетикам тоже были выделены субсидии на общую сумму почти 952 миллиона рублей. Эти деньги представляют собой 18 бюджетных кредитов, полученных муниципалитетами Мурманской области в региональном минфине для финансирования дефицита бюджета. Затем средства ушли теплоэнергетикам в виде субсидий на возмещение выпадающих доходов из-за подорожания мазута, хотя закон таких полномочий не дает ни муниципальным, ни областным властям. Эта инициатива, подчеркивается в отчете КСП, исходила от администрации региона.
Кстати, Мурманская ТЭЦ из-за экономически необоснованных тепловых тарифов накопила астрономический долг перед кредиторами - более 4 миллиардов рублей, сообщает в своем письме председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину гендиректор компании "Газпромэнергохолдинг" Денис Федоров. Проблема обсуждалась в январе 2011 года на совещании в федеральном министерстве энергетики. "Минэнерго России при формировании заявки в минфин России на выделение субсидий предприятиям ТЭК Мурманской области в 2010 году исходило из необходимости целевого направления средств Мурманской ТЭЦ в размере 700 миллионов рублей", - говорится в протоколе совещания, подписанном замминистра энергетики РФ Андреем Шишкиным. Однако региональная администрация, зная об их целевом назначении, все равно решила распределить эти деньги по-своему.
Отдельные вопросы вызвала цена мазута. По протоколу государственного областного предприятия "Инвестиционно-консалтинговый центр", конкурс на его поставку в Заполярье по двум лотам выиграли компании
"АМКОЙЛ" и "ТД Севэнерго" с ценой топлива 16 500 и 14 000 рублей за тонну. По обоим лотам они были единственными участниками. При этом Мурманская ТЭЦ провела свой собственный конкурс и закупила мазут по цене 9000 рублей за тонну, говорится в письме Дениса Федорова. Участники совещания рекомендовали "Газпромэнергохолдингу" обратиться в департамент экономической безопасности МВД РФ с просьбой проверить, насколько обоснована завышенная стоимость мазута, приобретаемого получателями субсидий в 2010 году, и не является ли банкротство ТЭКОСа фиктивным и преднамеренным. Была ли эта проверка и каковы ее результаты, выяснить пока не удалось. Однако один из информационных сайтов Мурманска недавно сообщил о выемке документов, которую проводили сотрудники ФСБ в областной администрации. В управлении ФСБ по Мурманской области как-либо комментировать это сообщение отказались.
Странности с субсидиями и поставками топлива планируется обсудить на заседании Мурманской областной думы до конца мая.
Владимир Софьин, первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Мурманской области:
- В 2010 году убытки из-за разницы стоимости мазута у ресурсоснабжающих предприятий области составили чуть более 3,6 миллиарда рублей. Для их частичной оплаты мы получили 1 миллиард дотаций из федерального бюджета. Из консолидированного бюджета области на эти цели было направлено 700 миллионов рублей, привлеченных в качестве бюджетного кредита у минфина РФ.
Определяя перечень организаций и размер субсидий, минэнерго исходило из угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в отопительном периоде из-за отсутствия нормативных запасов топлива на основе информации самих предприятий. Отбор проходил среди 55 организаций. У 7 возникло право на субсидию.
Что касается показателя "объем мазута, используемый на выработку тепловой энергии", то подтвердилось, что одно из предприятий представило по нему некорректные данные. Оно признает это, и переплата будет им устранена.
Относительно 700 миллионов рублей, предназначенных для Мурманской ТЭЦ. Любые субсидии предоставляются на основе установленного порядка, и никак не могут быть предназначены "для кого-то". Согласно Бюджетному кодексу, полученные дополнительные средства из федерального бюджета не имели целевого значения.
Теперь о бюджетных кредитах. Бюджетные кредиты, полученные муниципалитетами в 2009 году, выданы на возмездной и платной основе. Возврат средств будет осуществляться в соответствии с утвержденными графиками.