На въезде в Шатуру сотрудники ДПС тормозят машины с московскими номерами. Напоминают водителям: жечь траву, разводить костры в лесу и бросать окурки на землю - чревато пожаром. Все это и так известно - зачем повторять? "Затем, - говорит глава Шатурского района Андрей Келлер, - что 99 процента пожаров возникает из-за человеческого фактора. К нам в район только на одни майские праздники въехало 12 тысяч машин дополнительно. Это, по самому минимуму, 24 тысячи человек. Значит, человеческий фактор может сработать 24 тысячи раз".
Горящее лето 2010 года Шатурский район, который стоит в окружении лесов и на торфяниках, завершил не с самыми плачевными результатами. Ни одного дома в огне здесь не потеряли. Но какой ценой! Ликвидация последствий лесоторфяных пожаров обошлась в 14,7 миллиона рублей, при том, что районный бюджет больше 3 миллионов в год на эти цели закладывать не может. На протяжении двух месяцев на пожарах в Шатуре практически круглосуточно работали порядка 1000 человек. Понятно, что повторения прошлого года нигде не хотят - ни в районе, который до первых заморозков жил в режиме чрезвычайной ситуации, ни в области, которой пришлось компенсировать недостающие миллионы.
"У нас прямо национальный вид спорта какой-то - сжигание прошлогодней травы, - рассказывает Андрей Келлер. - Недавно сам наблюдал: дачник поджег прошлогоднюю траву, а через десять минут уже носится по участку с лопатой, пытается пламя сбить. Взять бы эту лопату, да черенком ему, чтобы в другой раз думал". На неразумных дачников стараются воздействовать листовками да лекциями на постах ДПС. А недавно, например, состоялось общерайонное собрание представителей садоводческих товариществ, где был обозначен фронт работ, необходимых для того, чтобы обезопасить от огня дома. В 4 сельских поселениях Шатурского района - Кривандинском, Пышелицком, Радовицком и Дмитровском - созданы добровольные пожарные дружины, чего в прошлом году не было. В каждой дружине по 10 обученных и обеспеченных необходимой техникой человек, которые в состоянии потушить огонь в начальной стадии или сдержать его до приезда пожарной бригады. Переведены на усиленный режим работы 18 патрульных групп, дважды в день объезжающих самые пожароопасные участки. Пересматривается и количество дополнительных сил, которые район может оперативно поставить "под ружье". Все директора крупных шатурских предприятий входят в местный штаб пожаротушения и в случае нештатного развития ситуации предоставят людей и технику.
На протяжении последних лет каждый новый пожароопасный сезон для глав горящих районов начинался с пренеприятного известия: Рослесхоз опять проводит реорганизацию. В результате в одном только Шатурском районе за 6 лет количество лесников сократилось в 10 раз - в 2004-м было 890 человек, в 2010-м осталось 90. На 140 тысяч гектаров шатурских лесов.
В этом году ситуация изменилась. Район навестил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков. И на сей раз главу обрадовал. Лесникам снова вернули полномочия по контролю за ситуацией в лесах, которые несколько лет принадлежали Россельхознадзору. А то ведь даже штрафовать за разведение костров под сосной лесники до этого были не уполномочены. Но самое главное - Рослесхоз создает специальную пожарную охрану в лесах и увеличивает штат лесников. Шатуре плюсом досталось 100 человек. "Это, конечно, не то количество, которое решило бы все проблемы в лесах, - делится Андрей Келлер, - но дело-то пошло".
Значительные суммы вложили и в приобретение техники. За счет Рослесхоза Шатурский район получил 40 единиц - лесопатрульные автомобили, бульдозеры, тралы, которые могут по любому бездорожью перебросить машины в любую лесную точку. За счет областного бюджета были приобретены 7 пожарных автомобилей высокой проходимости. И 400 ранцевых огнетушителей. На сегодняшний день на 16 районных пожарных частей приходится 83 единицы крупной современной техники. Такого пополнения в один год в Шатуре не было никогда.
А как идет обводнение торфяников? В 2010-м в Шатурском районе на это было потрачено более 40 миллионов рублей. До заморозков успели обводнить 1,5 тысячи гектаров. Из 23 тысяч, планируемых к обводнению. Почему так мало? Причин две. Во-первых, сделали самое сложное, то, что горело всегда и круглогодично, - действующие поля торфодобычи в поселках Соколья Грива и Радовицкий. Плюс практически с нуля восстановили озеро Октябрьское, в котором не было воды уже Бог знает сколько лет. Теперь в пожароопасный сезон оно послужит не только Шатурскому, но соседним Егорьевскому и Луховицкому районам. Вторая причина "заминки" в том, что район пока не получил экспертную документацию по обводнению тех участков, где расположены дачи. На полях торфодобычи все просто - там нужно было всего лишь воссоздать ту систему обводнения, которая существовала на торфяниках в советское время. С дачниками просто не получится. В зону обводнения попадает порядка 10-12 тысяч участков, расположенных именно в тех местах, где раньше были каналы. Значит, восстанавливать их - уже не вариант. Ведь придется копать каналы через дома и грядки, а когда система начнет работать, это хозяйство поплывет. Прокладывать же каналы в новых местах - может, и вариант, но надо учесть, что всего на шатурских торфяниках стоят порядка 40 тысяч садовых участков. И как сделать, чтобы садоводы не пострадали - над этим специалисты ломают голову уже год.
По плану 2011 года обводнение в Шатурском районе будет проведено на 4 участках общей площадью 6942 гектара. Что касается дачников, глава района говорит так: "Пока у нас на руках не будет экспертного заключения, гарантирующего минимум ущерба при максимуме эффекта, - работы по обводнению на территории садоводческих товариществ не начнем". Значит, на первый план опять выходит человеческий фактор. Если вдруг оптимального решения эксперты в ближайшие месяцы не найдут, итоги пожароопасного сезона во многом будут зависеть от того, насколько аккуратно обращаются с огнем садоводы.