18.05.2011 23:40
    Поделиться

    В ближайшие годы рост экономики будет ограничен четырьмя процентами в год

    Всего за два месяца, прошедших с момента публикации нашумевшего доклада Института современного развития (ИНСОР) "Обретение будущего. Стратегия 2012", документ собрал в блогосфере более двух миллионов кликов. Вчера он обсуждался на большой конференции ИНСОРа, в которой приняли участие не только разработчики.

    Цель конференции - подвести некую черту под многочисленными отзывами, наметить, в каком направлении двигаться дальше. При этом ИНСОР объединяет усилия с другим влиятельным экспертным институтом - Центром стратегических разработок - в подготовке неких текстов перед парламентскими выборами, сообщил председатель правления организации Игорь Юргенс. На классические вопросы, кто виноват и что делать, ответы получены, говорит он. Теперь осталось найти ответ на самый сложный вопрос, как именно это делать.

    Пока, впрочем, не совсем понятно, какие поступившие в ИНСОР предложения  будут приняты. Как и то, будут ли эксперты делать по ним в этом году новую редакцию доклада. Скорее всего, пояснил "РГ" советник ИНСОРа Никита Масленников, эксперты сосредоточатся на подготовке менее объемных документов, которые будут касаться конкретных направлений и расшифровки посылов, указанных в докладе. Например, в документе ставится вопрос о развитии конкуренции. Но оппоненты высказывали справедливую критику, что не совсем четко прописаны, как достигать этой цели, уточняет Масленников. По всей вероятности, предполагает собеседник "РГ", внимание экспертов при разработке "тематических" документов будет сосредоточено на вопросах внутренней политики, экономики, социальной сферы. Эти разработки должны стать если не наказом, то сигналом, адресованным будущим парламентариям, говорит Масленников.

    Заметим, что доклад ИНОСОРа на многочисленных экспертных площадках и в прессе обсуждался бурно. Федерация независимых профсоюзов обвинила институт в разжигании социальной розни и даже обратилась с иском в прокуратуру. Некоторые политологи упрекали экспертов в излишних политических амбициях и противопоставлении их доклада работе над стратегией-2020. Однако, как выяснилось вчера в ходе конференции, большая часть профессионального экспертного сообщества считает эти страсти, по крайней мере, преувеличенными.

    Есть определенное стремление "приписать" ИНСОР Медведеву и тем самым создать противовес тому, что делают экспертные группы по разработке стратегии-2020, которая была создана по инициативе Путина, пояснил научный руководитель НИУ Высшая школа экономики Евгений Ясин. Но с точки зрения людей, которые работают над этими документами, мы таких различий не делаем, говорит он. Сам Ясин, заметим, как раз возглавляет одну из экспертных групп стратегии 2020. В том, что наработки ИНСОРа могут быть полезны при подготовке стратегии 2020, убежден и другой участник этих экспертных групп, президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. К тому же экспертные группы, которые трудятся над стратегией 2020, будут представлять не готовые рекомендации, а лишь набор сценариев по различным направлениям, поясняет он. При этом по очень многим позициям  точки зрения ИНСОРа и разработчиков стратегии-2020 сходятся. Ясин даже заступился за коллег из ИНСОРа в ответ на критику по поводу того, что доклад получился слишком радикальным. "На мой взгляд, - заявил Ясин, - документ очень умеренный. И даже если мы сделаем все то, что написано в докладе, еще неизвестно, достигнем ли мы желаемого результата".

    Результат, напомним, должен заключаться в прорыве страны к новой модели экономического роста, широкой модернизации. Эксперты из группы-2020 при этом считают более чем оправданным то внимание, которое ИНСОР уделяет в своем докладе вопросам правовой и политической системы. В свое время драма так называемой программы Грефа была именно в том, что из нее "вычистили" раздел по судебной системе, говорит Аузан. Но как можно вести речь о макроэкономике, устойчивости бюджета, не принимая во внимание военный бюджет, рассуждать о развитии конкуренции без реформы судебной системы, недоумевает он. Мы не можем определить новый облик экономического роста, не затрагивая эти проблемы, соглашается Ясин. Чтобы мобилизовать новые источники экономики, надо задействовать активность бизнеса, привлечь в него новые силы, считает эксперт. И это не просто благие пожелания. Проблема в том, что на протяжении многих лет возможности роста экономики будут ограничены в среднем четырьмя процентами в год, подсчитал Ясин. Есть, правда, и более оптимистические оценки, а высокие правительственные чиновники заявляли о необходимости достижения более высоких темпов роста. Без этого, говорил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, Россия не сделает модернизационного рывка. Но при докризисном росте экономики более 7 процентов в год на 2,2 процента это было обеспечено ростом трудовых ресурсов, объясняет Ясин. А в течение ближайших десяти лет они, наоборот, будут сокращаться - в среднем на один процент ежегодно. Так что этот источник  работать больше не будет.

    В начале этого года, напомним, чиновники и эксперты с тревогой заговорили так же о том, что не срабатывает и такой прежде мощный ускоритель экономики, как нефтегазовый фактор. Цены на нефть растут, а экономика топчется на месте. Сегодня нам впору говорить не о нефтегазовом проклятье, а о проклятье регулятивной среды, объясняет этот феномен Масленников. Именно отсутствие хорошо работающих институтов и является сегодня главным тормозом экономического роста. Впрочем, шансы на модернизацию есть, считает Аузан. Стимулом к совершенствованию институциональной среды должен стать Таможенный союз, реформы подтолкнет вступление Россию в ВТО, надеется этот эксперт. Но пока это только шансы, будут ли они реализованы - неизвестно, тревожится Аузан. Более конкретных предложений о том, как же именно нужно двигаться к намеченной цели по улучшению институтов вчера, правда, не прозвучало. Вероятно, более детальные советы как раз и появятся в последующих работах ИНСОРа.

    Зато были расставлены некие акценты в пока заочном споре профсоюзов и ИНСОРа. Заметим, что критику профсоюзов и судебный иск спровоцировал примененный экспертами термин "низшие классы". Когда в категорию "низших классов" попадают врачи и учителя, "нет оснований полагать, что такая политика обернется приращением человеческого капитала", сетует зампред Федерации независимых профсоюзов Нина Кузьмина. Но это сугубо научное определение, поясняет директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. Кузьмина, обратила внимание экспертов на крайне низкую оплату труда рабочих, представителей бюджетной сферы.  Фрезеровщик шестого разряда получает в регионе 9-12 тысяч рублей, средняя зарплата врачей и учителей - 8-10 тысяч рублей, привела пример она. Но ровно об этой проблеме пекутся и эксперты ИНСОРа. В стране на протяжении многих лет сложился феномен, когда почти половину бедного населения составляют работающие люди, говорит Малева. Выход, по ее словам, надо искать в решении системных вопросов. Проблема в том, что на протяжении многих лет власти поддерживали политики формально низкой безработицы, объясняет Малева. ИНСОР, говорит она, предлагает сделать акцент на политике поддержания эффективной занятости. Выше должна стать и производительность труда, и заработки. А Ясин посоветовал  профсоюзам не просто сетовать на низкие заработки, но и более активно воздействовать на предпринимателей. Сегодня ситуация неблагоприятная - государство подавляет бизнес, а он, в свою очередь, подавляет наемного работника, признает Ясин. Между тем, по его замечанию, с проблемой дешевой рабочей силы напрямую связан и низкий объем инвестиций в обновление экономики. У бизнеса, просто-напросто, нет стимула вкладываться в повышение производительности труда и новое оборудование.

    Юргенс предложил профсоюзам подключиться к диалогу и принять участие в большой конференции по проблемам труда, которую намерен провести в ближайшее время ИНСОР.

    Поделиться