За какое лечение нам не надо будет платить? Ответ на этот вопрос дает активно обсуждаемый законопроект об основах охраны здоровья граждан, первое чтение которого в Госдуме запланировано на конец мая. Документ охватывает все ключевые моменты в жизни человека, связанные с его здоровьем. Но читателей, звонивших по "горячей линии", интересовал не только будущий закон, но и проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются. На вопросы ответила замминистра здравоохранения и соцразвития Вероника Скворцова.
Светлана Игнатьевна Лихачева (Киров): Я инвалид, 17 лет назад перенесла инсульт. Раньше регулярно ложилась в больницу, проходила курс лечения. Сейчас число коек сократили втрое - было 60, осталось 20. Принимают только экстренных больных. А таким, как я, отказывают.
Вероника Скворцова: Сейчас во всех регионах, включая и Кировскую область, создаются сосудистые отделения и центры для лечения больных с инфарктами миокарда и инсультами. Эти центры должны находиться в транспортной доступности от населенных пунктов, не превышающей 30-40 минут. Но при этом возможности лечения других больных, в т.ч. с хронической сосудистой недостаточностью, с остаточными явлениями после перенесенного инсульта, должны сохраняться в других стационарах.
Потому вам нужно выяснить в своей поликлинике, в какой больнице есть неврологическое или реабилитационное отделение, где лечат остаточные явления после инсульта, занимаются реабилитацией и профилактикой повторных острых сосудистых нарушений. Такие отделения в городе Кирове есть.
Лихачева: Я только вчера была у своего невролога, просила направление в реабилитационный центр. Он мне ответил, что туда направляют тех, у кого инсульт был два-три года назад.
Скворцова: Не прав ваш невролог: временных ограничений к восстановительному лечению нет. Вы можете обратиться к главврачу поликлиники по месту жительства. Если нужны разъяснения, пусть свяжутся с нашим министерством, где разъяснят ситуацию и помогут найти правильное решение.
Алексей Леонидович (Новосибирск): Меня отказались принимать в центре здоровья, который организован при нашей поликлинике - отправили в поликлинику. А там - очереди, не пробиться.
Скворцова: А вы считаете себя здоровым человеком? У вас заболеваний никаких нет?
Алексей Леонидович: Да нет, я инвалид II группы.
Скворцова: Центры здоровья не дублируют поликлиники по месту жительства. Они организованы, чтобы те, кто не чувствует себя больным, но заботится о здоровье, могли пройти обследование на предмет риска развития заболеваний, в частности, сердечно-сосудистых и эндокринных, получить рекомендации врача. Ведь, например, гипертония и повышение сахара в крови на ранней стадии вообще никак не ощущаются.
Другое дело, что в вашей поликлинике надо наводить порядок - чтобы была четкая запись к специалистам, а помощь врача можно было получить своевременно.
Черепнин Вадим Ростиславович (Павловск): У меня предложение к закону о здравоохранении. Я несколько раз лежал в больнице, и мне там дают таблетки, вот и все лечение, я могу с таким же успехом дома их глотать. Мне кажется, закон должен нацелить нашу медицину, чтобы в больнице лечили только тяжело больных. Остальные вполне могут получать лечение в поликлинике. Но только поликлиники должны лучше работать - без очередей.
Скворцова: Как раз в представленном законе и прописаны новые нормы о необходимости ухода от социальных коек. Акцент делается на оказание помощи, максимально приближенной к месту жительства или к месту работы, то есть в поликлинике, врачебной амбулатории или общей врачебной практике.
Потому в первичном звене сейчас будут развиваться и амбулаторная реабилитационная служба, и диагностические технологии, и стационары дневного пребывания, когда пациент приходит, получает процедуры, отдыхает какое-то время, а ночевать уходит домой.
Черепнин: И еще одно предложение. Сейчас появилось множество медицинских приборов, аппаратов для физиотерапии и восстановительного лечения. Покупать самому - дорого. Надо, чтобы такое лечение было доступно в поликлинике - может, даже за деньги, но чтобы стоимость такой услуги небольшой была.
Скворцова: Развитие физиотерапевтической помощи в первичном звене тоже запланировано - такая помощь включается в стандарты амбулаторной медпомощи. Эти стандарты обязательны к исполнению на всей территории страны. Поставлена задача дооснастить отделения физиотерапии в поликлиниках, и тогда пациенты смогут рядом с домом и лечиться, и заниматься реабилитацией. Бесплатно.
Яков Васильевич Прозоров (Кировская область): Я инвалид по зрению. Скажите, в чем заключается реформа здравоохранения? Наверно, в том, чтобы становилось лучше. А вот у нас в районной больнице число коек сократили, а из всего глазного отделения оставили только два места. И еще пять - для дневного пребывания. А как быть больным, которым нужно два раза в год лечиться? Как быть жителям района, кому до больницы 30-40 км добираться?
Скворцова: Сейчас общее число коек у нас значительно превышает потребности. Потому часто они используются не по назначению - не для лечения, а как социальные. В связи с этим каждый регион сейчас пересматривает коечный фонд.
Это не значит, что нужно отказываться от необходимых коек. И, конечно, отделения офтальмологии, как и другие профильные, обязательно должны быть. При этом нынешним законом мы внедряем единый порядок организации такого отделения, общий стандарт его оснащения. В нем будет все необходимое и для оперативного лечения, и для реабилитации и восстановления зрения. Вам нужно выяснить в своей поликлинике, где находится ближайший офтальмологический стационар, и вас туда направят.
Прозоров: Ближайший офтальмологический стационар находится в областном центре за 200 км. А врач-офтальмолог у нас есть, очень хороший. Тоже переживает, что отделение сократили.
Скворцова: Если офтальмологического отделения на расстоянии 200 км нет, имеющееся отделение не может быть закрыто. О какой больнице речь?
Прозоров: Центральная районная больница, Омутнинск.
Скворцова: Я свяжусь с Кировской областью и выясню, почему в Омутнинской райбольнице профильный коечный фонд сокращен до двух офтальмологических коек. Что касается дневных стационаров, они должны образовываться при поликлинических учреждениях, которые находятся рядом с домом.
Ян Михайлович (Москва): Я инвалид II группы, пенсионер, получаю льготные лекарства. Сейчас собираемся с женой на дачу на все лето. В то же время приходится каждый месяц возвращаться в город, чтобы сходить в поликлинику, выписать лекарства. Неужели нельзя решить этот вопрос?
Скворцова: Вопрос на самом деле уже решен. В январе 2011 года принят приказ минздравсоцразвития, который внес изменения в прежний порядок выписывания лекарств, уточнив сроки действия льготных рецептов. Для льготников, не достигших пенсионного возраста, порядок остался прежним - рецепты на бесплатные лекарства, предназначенные для амбулаторного лечения, действительны месяц со дня их выписки. А для пенсионеров сделано послабление: им выписывают рецепт со сроком действия три месяца. Более того, в приказе говорится, что "для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3 месяцев", то есть снимаются ограничения по количеству выписываемого препарата. Таким образом, мы облегчили положение пенсионеров, страдающих хроническими заболеваниями, выезжающих на лето на дачу или другой отдых.
От редакции:
"Приказ от 20.01.2011 N 13н О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медназначения и спецпродуктов лечебного питания" опубликован в "РГ" 30 марта.
Ян Михайлович: Но в нашей поликлинике о таком приказе даже не слышали. Это поликлиника N 31, Северо-Восточный округ столицы.
Скворцова: Мы уточним, почему главврач поликлиники N 31 СВАО г. Москвы не информирован о приказе министерства.
Российская газета: Впервые в законопроекте появляется раздел о платных услугах. Это дало повод некоторым экспертам высказать опасение, что бесплатная медицина будет постепенно "схлопываться" и услуги, которые сегодня предоставляются бесплатно, будут постепенно переходить в платные.
Скворцова: Наоборот. Главная задача законопроекта - это сохранение тех гарантий, которые дает Конституция по охране здоровья граждан, на современном новом уровне. Он сохраняет бесплатное оказание фактически всех видов медпомощи: первичной медико-санитарной, "скорой", специализированной, включая также и высокотехнологичную.
Почему надо было ввести главу по платным услугам? Потому что они сегодня - объективная реальность. Причем одни и те же виды услуг часто оказываются как платно, так и бесплатно в одних и тех же медучреждениях. Иногда даже "скорая" работает за деньги. Потому, вводя статью по платным услугам, мы четко говорим, какие виды помощи могут быть платными.
В государственных и муниципальных учреждениях за деньги может предоставляться только повышенная комфортность нахождения пациента. Это так называемые непрямые медицинские услуги. А также те виды помощи, которые не входят в программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Это, например, косметическая медицина, некоторые виды косметической стоматологии и пластической хирургии. Но в то же время пластические операции после полостных хирургических операций, профилактика и лечение стоматологических заболеваний остаются в программе госгарантий.
Платить придется за лечение и если пациент захочет получить его анонимно. Это связано с тем, что при страховой системе деньги медучреждение получает за конкретного пациента. Потому если человек не хочет предъявлять паспорт и страховое свидетельство, ему помощь окажут, но за плату. Исключение - случаи "скорой" экстренной помощи, которую обязаны оказывать в любом случае, даже если личность человека неизвестна и при нем нет документов.
Евгений Васильев (хирург): Законопроект предполагает изменение финансирования высокотехнологичной помощи. Значит ли это, что за какие-то ее виды пациентам придется платить?
Скворцова: Если говорить о высокотехнологичной медицине, то она входит в программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Действительно, закон меняет понятие "высокотехнологичная помощь". Ведь сегодня фактически под "высокие технологии" попадают вполне рутинные и широко применяемые, но дорогостоящие операции. К примеру, эндоваскулярные манипуляции, которые в рамках сосудистой программы внедрены уже в 38 регионах из 83.
На самом деле эти операции являются видами специализированной медпомощи. Высокотехнологичная медицинская помощь в ее сегодняшнем понимании с 2015 года будет финансироваться за счет средств ОМС, то есть останется бесплатной. При этом медицина развивается, появляются новые диагностические и лечебные методы. Сразу в стандарты и, соответственно, в программу госгарантий попадать они не могут. В мировой практике для введения в национальные стандарты должен нарабатываться опыт по применению новых медицинских технологий минимум в течение года, должна быть доказана их эффективность и безопасность. Именно эти инновационные технологии и составят группу "высокотехнологичной медицинской помощи" в ее новом понимании, которая будет, как и сейчас, поддерживаться прямым финансированием из федерального бюджета. Таким образом, больные смогут также получать ее без оплаты.
РГ: Законопроект закрепляет за пациентом право выбрать лечебное учреждение и врача. Некоторые эксперты говорят, что тем самым нарушается территориальный принцип оказания помощи.
Скворцова: Нет, разрушать действующую сегодня систему оказания первичной помощи по участковому принципу никто не собирается. Для такой огромной страны, как наша, сохранение территориальной "привязки" к определенному медучреждению - это гарантия того, что человек всегда получит медицинскую помощь быстро и своевременно.
Но и право выбора вводить нужно - это и в интересах самих пациентов, и дополнительный стимул для врачей повышать квалификацию.
Естественно, выбирать нужно того врача, который качественно выполняет свои функции. Закон допускает, что пациент может захотеть "прикрепиться" не к своей поликлинике по месту жительства, а где-то еще. Но в таком случае он должен понимать, что некоторые виды услуг, например, выезд врача на дом, ему оказываться не будут.
Эксперты ВОЗ подготовили доклад о средней продолжительности жизни разных стран мира. Долгожителями Земли признаны японцы: в среднем они живут 83 года. А меньше всего шансов дожить до седин у жителей африканского Малави: 47 лет, причем мужчины там в среднем живут всего 44 года.
Что касается России, то средняя продолжительность жизни у нас медленно растет, достигнув 68 лет. Мужчины живут 63 года, женщины - 74. По меркам цивилизованных стран это маловато, но прогресс все же налицо. Например, в 2000-м российские мужики едва доживали до 58 лет. Разрыв между средней продолжительностью жизни полов - тенденция общемировая. В среднем на Земле мужчины живут на 5 лет меньше женщин.
Демографическая карта планеты на сайте ВОЗ.
Важное новшество: законопроект детально прописывает вопросы деторождения. Он закрепляет права граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе с использованием донорских или криоконсервированных половых клеток и эмбрионов. Впервые узаконивается суррогатное материнство. Граждане, попадающие в группы риска по возможному бесплодию в связи с заболеванием или профессиональной деятельностью, получают право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов. При использовании донорского биоматериала пациент имеет право получить информацию о здоровье донора, его генетических особенностях и даже национальности.
Основные принципы охраны здоровья граждан, на которых базируется законопроект:
1 Соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий.
2 Доступность медицинской помощи.
3 Недопустимость отказа в бесплатном оказании медицинской помощи пациентам при угрожающих для жизни или опасных для окружающих заболеваниях, а также во всех случаях, соответствующих программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4 Соблюдение врачебной тайны.
5 Приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.