Сможет ли когда-нибудь почувствовать себя защищенным обычный российский гражданин, вокруг которого не толпятся личные телохранители и у которого дом не крепость?
Этот вопрос так прямо не был сформулирован на "правительственном часе" в Госдуме, куда были приглашены первый зам Генпрокурора Александр Буксман и глава МВД Рашид Нургалиев. Но именно ответов на него искали и ждали в конечном счете народные избранники, выясняя у думских гостей, как и кто будет обеспечивать безопасность россиян.
Александру Буксману порадовать народных избранников было практически нечем.
"Тревожным остается состояние антитеррористической защищенности социальных объектов, жилого сектора, объектов повышенной опасности и крупных транспортных узлов", - честно сообщил он с думской трибуны, заметив, что "надзорная практика позволила выявить одну из основных причин неудовлетворительного положения в сфере защиты населения от угрозы терроризма". "Это слабая работа органов власти регионального и муниципального уровня по профилактике таких преступлений. Действия этих органов плохо скоординированы, а созданные антитеррористические комиссии на местах работают слабо", - сказал замгенпрокурора и подтвердил свой тезис прошлогодней статистикой: прокурорами было выявлено 100 тысяч нарушений закона о противодействии терроризму, "в целях их устранения внесено 24 тысячи представлений, к ответственности привлечены 25 тысяч должностных лиц, в суды направлено 10 тысяч исков "о понуждении соответствующих органов власти принять меры по защите граждан от террористической угрозы".
Обратили проверяющие свой пристальный взгляд и на Домодедово, где был совершен теракт. И с удивлением обнаружили, что там "как-то поуспокоились" - выявлены нарушения, связанные с финансированием, перечислением денег и размещением заказов на устройства, позволяющие сканировать людей при прохождении досмотра в аэропортах. А кого наказывать - непонятно. В ходе проверки аэропорта Домодедово, по словам Буксмана, так и не удалось установить его окончательного собственника. "Мы так и не нашли ту самую "последнюю матрешку", которая могла бы показать собственника аэропорта Домодедово, являющегося крупнейшим аэропортом страны и объектом особой важности, - пожаловался замгенпрокурора депутатам. - Сегодня все устроено так, что руководят работой аэропорта из офшоров". Поэтому Генпрокуратура предложила изменить систему сертификации таким образом, "чтобы раскрывалась информация о собственнике, где бы он ни находился, включая офшоры".
Не соответствуют предъявляемым требованиям и меры пожарной безопасности, неудовлетворительна работа по профилактике экстремизма, перечислял Александр Буксман возможные угрозы. Он отметил рост преступлений экстремистской направленности. "В позапрошлом году их было 548, в прошлом - уже 656. При этом экстремизм приобретает организованные формы, почти четверть экстремистских преступлений совершается в организованной группе", - проинформировал думцев замгенпрокурора.
"А куда смотрит милиция?" - по привычке готовы были спросить народные избранники. Но теперь это вопрос к полиции.
А ей, по словам председателя Комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева, сейчас труднее, чем милиции. Работать, как прежде, нельзя, а по-новому она еще не может. Учиться работать по-новому будет не весь милицейский состав, а только те, кто пройдет аттестацию. Как заявил на "правительственном часе" министр внутренних дел Рашид Нургалиев, реформа МВД не должна ограничиваться одной лишь сменой названия. Будет меняться и стиль, и методы работы, и начальники. Те, которые не могут добросовестно и профессионально выполнять свои обязанности, работать на своих постах не будут, пообещал депутатам Нургалиев. Он сообщил, что к 1 мая 250 руководителей МВД прошли внеочередную аттестацию, назначены 167 руководителей. 94 руководителя в настоящее время освобождены от своих должностей. В комиссию по аттестации входили в том числе представители Росфинмониторинга, Генпрокуратуры и ФСБ, благодаря этому "просвечивали" претендентов на руководящие полицейские посты с разных точек зрения. И то, что вдруг обнаруживалось, удивило даже самого Нургалиева, который был поражен, какие компрометирующие сведения "всплыли" о его подчиненных при прохождении внеочередной аттестации. "Раньше, через возможности только МВД, мы такими данными не располагали - и о недвижимости за рубежом, и о других серьезных проблемах", - признался Нургалиев. Хотя, по его словам, "ежегодно психологи по работе с личным составом" и выявляли около трети претендентов, "которые предпочитают скрывать компрометирующую их информацию". Тем не менее "только в прошлом году с учетом тестирования на алкоголь, на наркотическую и иную зависимость было отказано каждому четвертому кандидату в приеме на службу".
Впрочем, возможно, еще и не такие поводы для удивления принесет главному полицейскому начальнику аттестация около 900 тысяч сотрудников МВД, которых предстоит проверить до 1 августа 2011-го "на основе новых критериев отбора на службу". Нургалиев сообщил депутатам, что после утверждения всех руководителей были сформированы центральная аттестационная комиссия МВД и территориальные аттестационные комиссии, которые займутся аттестацией в регионах. "Лицам, не прошедшим переаттестацию, будет оказана помощь в трудоустройстве", - заверил народных избранников министр, добавив, что "сегодня никто из работников территориальных органов внутренних дел не находится за штатом, они исполняют свои обязанности по тем же должностям".
В ходе "правительственного часа" Рашид Нургалиев, по его собственному признанию, "исписал большое количество бумаги" и пообещал внимательно изучить и учесть замечания и предложения депутатов, полезные для реформирования МВД.