18.05.2011 23:10
    Поделиться

    В Пушкинском музее продолжается показ самых известных картин из собраний лучших итальянских музеев

    В рамках Года Италии в России в Пушкинском музее продолжается показ самых известных картин из собраний лучших итальянских музеев.

    Теперь в Пушкинском гостит картина кисти Сандро Боттичелли из Галереи Уффици во Флоренции - "Паллада и кентавр", написанная в 1482 году для Джованни Пьерфранческо Медичи и находившаяся на вилле Кастелло вместе с такими работами Боттичелли, как "Весна" и "Рождение Венеры".

    Если посмотреть на исторический контекст, то традиционно смысл аллегории трактовали в политическом ключе. Считалось, что картина посвящена проницательности и искусству Лоренцо Великолепного, главы Флорентийской республики в эпоху Возрождения, в делах дипломатии: Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками или успех в противодействии агрессии неаполитанского короля. Основанием для такой трактовки послужили эмблемы рода Медичи, которыми "расшито" одеяние богини.

    Другое понимание смысла картины несет в себе нравственную направленность. В "Палладе и кентавре" можно увидеть выражение идеи о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного к достижению небесной мудрости. И лишь божественная милость позволяет преодолеть муки души, томящейся в оковах тела.

    Изображая кентавра, художник пользовался конкретным антич ным прообразом - фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. То, что характерно именно для кентавра Боттичелли, - это соединение в нем низменного и высокого. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу кентавра художник придал выражение страдания. Такими он часто писал святых.

    Вместо воительницы Афины Паллады Боттичелли рисует свою Палладу миролюбивой. Оливковые ветви и венок символизируют добродетель, а фигура Паллады наводит на мысли об изображении христианских святых. Она явно сопереживает кентавру. Стремясь облегчить его страдания, Паллада практически плачет. Богиня приручила своего кентавра, и тот просит ее о милости и защите. Впрочем, трактовать картины Боттичелли не менее увлекательно, чем работы Леонардо да Винчи. Рассматривать "Палладу и кентавра" и размышлять над смыслом картины можно будет в Пушкинском музее вплоть до 17 июля.

    Поделиться