19.05.2011 07:49
Поделиться

Петр Медведев: У региональных аэропортов Сибири хорошие перспективы развития

Останутся ли аэропорты у небольших сибирских городов? Каковы перспективы региональных авиаперевозок? На каких самолетах мы будем летать завтра? Велика ли зарплата пилота? На "Деловом завтраке" в редакции филиала "РГ" руководитель тюменского территориального межрегионального управления Росавиации Петр Медведев ответил на вопросы журналистов и читателей газеты.

Российская газета: Без авиации Западную Сибирь представить сложно. В годы освоения нефтегазовых районов только из Тюмени за сутки вылетали сотни вертолетов и самолетов. А насколько сегодня велик парк пассажирской воздушной техники?

Петр Медведев: На территории автономных округов, юга Тюменской области базируются девять авиакомпаний, подконтрольных нашему управлению. Они эксплуатируют почти 600 воздушных судов, преимущественно отечественного производства. За прошлый год перевезли на них свыше 5,5 миллиона человек. Не будет преувеличением сказать: лишись наши регионы авиации, наступит коллапс. Огромное количество больших и малых поселков в межсезонье по 2-4 месяца отрезаны от мира. У нас одна из самых развитых в России сетей внутрирегиональных перевозок. А по количеству аэродромов - их 24 - области нет равных. О вертодромах, посадочных площадках я уж и не говорю.

РГ: Однако многие аэропорты нерентабельны, иные на грани разорения. Что делать - продолжать содержать их за бюджетный счет или закрывать?

Медведев: Закрыть - проще простого. Это не выход.

Почти весь апрель провел в командировках, встречался с собственниками аэропортов, с губернатором Ханты-Мансийского округа. Идет, на мой взгляд, оптимальный с точки зрения экономики процесс. Возьмем аэропорт города Урай. Завершилась процедура его банкротства. Финансовая несостоятельность предприятия неудивительна: оно обслуживало 3-4 рейса в неделю. Управляющая компания в лице "Юграавиа" берет под свое крыло несколько малых аэропортов - Урай, Нягань, Когалым. Рейсы из них в Москву, скорее всего, останутся, во всяком случае губернатор Наталья Комарова считает целесообразным их сохранить. А прочие дальние маршруты будут совершаться из Ханты-Мансийска или Сургута. До них жители названных городов смогут добраться на небольших самолетах - они будут летать по специальному, удобному для пассажиров расписанию. Либо, как запасной вариант, на других видах транспорта. Первым взял на себя функцию головного аэропорт Сургута. Под его началом пять аэропортов Югры и Ямала: Березово, Игрим, Ноябрьск, Тазовский, Мыс Каменный.

То есть работа для малых аэропортов найдется, повысится их рентабельность за счет увеличения числа вылетов, уменьшатся эксплуатационные расходы. Ведь траты на содержание аэропорта тем больше, чем выше его статус. Свежий пример: по просьбе администрации Когалыма местный аэропорт, загрузка которого также невелика, с мая лишен статуса международного. Теперь он регионального значения. А вот статус международного получит, по всей видимости, салехардский аэропорт, поскольку, как и столицу Югры, административный центр Ямало-Ненецкого округа посещает немало зарубежных гостей. Последнее слово тут за властями автономии. Кстати, этот порт, находившийся в федеральной собственности, переходит в ведение субъекта РФ.

РГ: Но где взять хорошие самолеты средней вместимости для внутрирегиональных перевозок? Покупать за границей?

Медведев: Увы, в нашей стране их не производят. Прежде "Ан-2" выручал, но он одномоторный. Современные требования безопасности исключают перевозку пассажиров на самолетах такого типа. В эпоху социалистической кооперации роль производителя двухмоторного самолета взяла на себя Чехословакия, оттуда и сейчас их поставляют на рынок. Машины обладают неплохими летно-техническими характеристиками, но дороги. В Интернете один из продавцов выставил цену - 136 миллионов рублей! Есть аналоги существенно дешевле. Так, власти Ямала планируют закупить на Североамериканском континенте партию универсальных самолетов, которые способны садиться на грунт, снег и водную поверхность. Базой для них послужит, насколько мне известно, аэропорт Тарко-Сале. Эти самолеты станут обслуживать малонаселенные районы Приполярья. Правительство Югры также ведет переговоры по приобретению регионального самолета.

РГ: Значительная доля авиапарка близка к критической степени износа. Вас устраивают темпы обновления техники авиакомпаниями?

Медведев: Эпитет "критический", думаю, не совсем уместен. В целом обновление идет неплохо. Так, ведущий наш перевозчик после опытной эксплуатации нескольких среднемагистральных АТR 42-й и 72-й серий в апреле заключил контракт на поставку от производителя сразу 20 самолетов этой марки. Идут, насколько я знаю, переговоры о приобретении солидной партии современных "Боингов", SRG-200. Через пару лет начнет поступать отечественный "Сухой суперджет 100". То есть достаточно скоро этот перевозчик избавится от старых машин. Другая региональная авиакомпания также реализует серьезные планы по модернизации парка. На данный момент в регионе 81 борт иностранного производства. Года через три их количество, полагаю, увеличится как минимум вдвое.

Но хочу подчеркнуть: советские, российские самолеты по надежности ничуть не уступают зарубежным. Свидетельством чему мировая статистика катастроф и авиапроисшествий. Если самолет эксплуатируется 30 лет, это отнюдь не значит, что он рухлядь и небезопасен. На Западе немало самолетов отрабатывают до 40 лет. Все зависит от модели, качества деталей, сборки, последующего технического контроля за состоянием судна. Главный недостаток отечественных моделей советского образца - неэкономичные двигатели. В Союзе топливо было дешевым, а сейчас... Три месяца назад тонна авиакеросина стоила около 20 тысяч рублей, сегодня - около 24 тысяч. При таких скачках цен рентабельность полетов резко снижается, эксплуатировать отечественную технику невыгодно.

РГ: Вернемся к разговору о надежности наших самолетов. Начало года омрачила катастрофа в аэропорту Сургута "Ту-154". Недавно на юге России взлетел и вернулся в аэропорт самолет, у которого загорелся двигатель. Опять "Ту-154" и та же авиакомпания - "Когалымавиа".

Медведев: По последнему случаю: вы повелись на неправдивую "сенсацию", с подачи отдельных информагентств разошедшуюся в Интернете. Чего зря людей будоражить - ничего не загоралось. Произошло, как выяснилось, ложное срабатывание противопожарной сигнализации. Инцидентов с "Ту-154" зарегистрировано не больше, чем с другими марками воздушных суден. Лично я на "Ту-154" летаю охотно, без малейшей опаски. По некоторым своим характеристикам самолет уникальный, в том числе по системе безопасности. Знаете ли вы, что салон имеет целых десять аварийных выходов? Будь их меньше, в Сургуте жертв, не исключаю, было бы больше.

РГ: Так что все-таки, Петр Яковлевич, произошло с тем самолетом?

Медведев: Боюсь разочаровать - ничего нового не скажу. Вся первоначальная информация, версии озвучены. Окончательные выводы сделаем после тщательного экспертного исследования уцелевших агрегатов сгоревшего борта. За всю историю возгораний самолетов подобного класса впервые пожар развивался столь быстротечно. Даже сравнивать не с чем... Уверяю: о результатах расскажем, утаивать ничего не будем.

Что касается эвакуации пассажиров, она прошла четко, быстро. Около 130 человек эвакуировано менее чем за три минуты. Службы аэропорта уложились в нормативы. К действиям экипажа претензий нет.

РГ: Читателя Татьяну Сергееву волнует отказ сургутского аэропорта сотрудничать с бюджетной авиакомпанией, предлагающей низкие тарифы на перевозки. Вопрос с подковыркой: "Представим, что свои услуги предложил другой конкурент, но уже по высоким расценкам. Аэропорт пошел бы ему навстречу?".

Медведев: Смотрите, что произошло. Лоу-кост компания давно уже приступила к предварительной интернет-продаже билетов в Москву и Краснодар с вылетом из Сургута. Хотя аэропорт официально предупреждал: договоренности о предоставлении слотов нет, покупатели билетов рискуют. В апреле в Тюмени менеджеры компании публично заверили, что разногласия сняты, однако это не соответствовало истине. Администрация Сургутского аэропорта в очередной раз подтвердила свою позицию, мотивировав ее недостаточной пропускной способностью.

Аэропорт в списке естественных монополистов. Если у перевозчика претензии к нему и он считает отказ незаконным, пусть обращается с жалобой в антимонопольную службу или с иском в суд. Я за конкуренцию, только зачем на авось продавать билеты? И как быть сибирякам, которые клюнули на заманчивое предложение? Пока достигнута устная договоренность об их перевозке чартерными рейсами. Но чартер есть чартер.

РГ: В области зафиксирован ряд инцидентов с частными самолетами, в том числе с трагическим исходом. Основная причина - беспечность владельцев. Какова реакция управления?

Медведев: Только в прошлом году было шесть происшествий со сверхлегкими воздушными судами. Сюда относится и вылет без уведомления, и нарушение воздушного пространства. Правила просты и либеральны. Надо зарегистрировать ваш самолет, дельтаплан, получить удостоверения летной годности машины, пилота-любителя. Желаете слетать в Тобольск на свидание с девушкой - пожалуйста, только заранее уведомите о своем полете. Что и как делать - всегда подскажем, обращайтесь в управление. Много полезной информации можно почерпнуть на нашем сайте.

На подконтрольной нам территории зарегистрировано 34 летательных аппарата. Реально их больше. Выискивать незарегистрированные помогают администрации муниципалитетов, участковые инспекторы. По моему убеждению, к нарушителям следует применять более жесткие меры наказания.

РГ: Вопрос от тюменца Сергея Короткова. Сын-старшеклассник мечтает стать летчиком. Отца терзают сомнения: востребована ли профессия, достойная ли зарплата?

Медведев: Еще как востребована! Кадрового голода, каковой ощущался в прежние годы, сейчас нет, но спрос на молодых грамотных специалистов велик. Студентов Ульяновского летного училища компании начинают "разбирать" с третьего курса. Современные самолеты требуют доскональных знаний электронного, компьютерного оборудования. К тому же надо хорошо владеть английским языком. Чтобы стать профессиональным пилотом, понадобится с десяток лет. Но их труд сегодня, как правило, оплачивают достойно. Скажем, в успешной компании командир "Боинга" зарабатывает более 200 тысяч рублей в месяц.

В авиационной отрасли нашего региона работают тысячи сотрудников. 1623 пилота, 1549 бортпроводников, 2276 инженеров и техников. Плюс работники наземных служб. Не каждый знает, что самое крупное на планете вертолетное подразделение базируется у нас, а пилоты по договору с ООН работают во многих странах мира. Кстати, я сам вертолетчик, 32 года летал - и в Тюменской области, и за рубежом.