Эту новейшую технику, на презентации которой побывал наш корреспондент, пока можно увидеть в единичных экземплярах. Реанимобиль, оборудованный всевозможными "умными" системами, напоминает передвижное реанимационное отделение в миниатюре. Машина интенсивной терапии, специализированная лаборатория на колесах для работы с радиационными материалами. Модельный ряд специального транспорта, который остро необходим медикам, силовым структурам, будет расширяться по мере развития совместного общества с ограниченной ответственностью "Грандискар", открытое инвестором из Нижнего Новгорода в свободной экономической зоне "Витебск". По подсчетам специалистов, современных машин "скорой помощи" российскому здравоохранению, частным клиникам сегодня требуется порядка 25 тысяч, в Украине - 15, в Беларуси - 5 тысяч.
В Нижнем Новгороде уже действует предприятие "СТ Нижегородец", выпускающее на базе ведущих мировых и российских автомобильных брендов более 500 моделей спецтранспорта. В ближайшую пятилетку такой же завод россияне планируют построить в Витебске. Предполагается, что ежегодно с его конвейера будут сходить 5 тысяч переоборудованных и дооснащенных машин. Белорусский инвестпроект оценивается в 15 миллионов долларов. По словам первого заместителя генерального директора ООО "СТ Нижегородец" и генерального директора предприятия "Грандискар" Юрия Любимова, в витебский проект уже вложено порядка 500 тысяч долларов.
- В этой сумме не учтен интеллектуальный труд. Ведь разработки и решения, которые применены в Витебске, принадлежат нижегородским конструкторам, - уточняет Юрий Владимирович. - Представить белорусские образцы широкой публике мы хотели еще в прошлом году, но сертификаты на них получили только сейчас.
Техника совместного предприятия, расположенного на окраине белорусского областного центра, впечатляет. Две модификации машин "скорой медицинской помощи" на базе микроавтобуса "Форд Транзит": одна для интенсивной терапии, вторая - более совершенная и дорогая - реанимационная. Реанимация на колесах - это полноприводный автомобиль, укомплектованный эффективным пищеводным кардиостимулятором и самым современным аппаратом искусственной вентиляции легких. Пострадавшего в ДТП на такой машине можно отвезти в стационар, расположенный за несколько сотен километров от места происшествия.
- Мы уже презентовали автомобили "скорой помощи" управлению здравоохранения Витебского облисполкома и Министерству здравоохранения Беларуси. Обещали приобрести 320 машин, - с удовольствием делится Юрий Любимов.
Что же касается мобильной лаборатории, предназначенной для обнаружения ядерных и радиоактивных материалов, оборудованной на базе "Фольксвагена Крафтера", то она уже нескольких недель используется Государственным пограничным комитетом Беларуси.
- Все сделано в соответствии с нашими требованиями, - говорит начальник мобильной лаборатории оперативного реагирования органов пограничной службы Беларуси старший лейтенант Вадим Грудовик. - Удобно, качественно и, надеюсь, долговечно. Аналогов этой разработки в мире я не встречал.
Белорусские пограничники хотят заказать в Витебске еще 5 таких же лабораторий. И это не единственная перспектива "Грандискара". Вместе с Минским автозаводом прорабатывается проект передвижного медицинского кабинета - своеобразного "госпиталя на колесах". А с итальянскими партнерами подписано соглашение о том, чтобы салон "скорой помощи" оснащать по европейскому стандарту.
- Этот проект позволит выйти на рынок Евросоюза. Сегодня частные клиники в Европе, да и в Минске, готовы платить за качественный специализированный автомобиль порядка 100 тысяч евро. А наша совместная техника будет стоить порядка 50-60 тысяч, - делится планами Любимов. - Чтобы завоевать покупателя, мы используем модели автомобилей "Форд" и "Фольксваген". На подходе сертификация "Ивеко". Впрочем, мы готовы работать и на базе таких известных российских брендов, как "ГАЗ" и "УАЗ".
Российских инвесторов устраивают условия ввоза оборудования в свободную экономическую зону "Витебск". К тому же здесь хорошая логистика с Москвой и Нижним Новгородом. Медоборудование, пластик и алюминий для отделки салонов в Витебск везут из России. Хотя, по словам главы администрации свободной экономической зоны "Витебск" Сергея Сташевского, при решении вопросов с сертификацией некоторые комплектующие вполне можно найти в Беларуси: на "Полимире", "Атланте", "Витязе", витебском заводе светотехники.
Свои новые разработки совместное предприятие рассчитывает представить во время проведения Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". Ведь, по большому счету, классная техника - это тоже искусство.
Между тем
В свободной экономической зоне "Витебск" работают 37 резидентов. Не менее трети из них организованы с участием российского капитала. Всего же в Витебской области российские инвесторы намерены реализовать около 200 совместных проектов. Среди направлений - логистика, деревообработка, производство стройматериалов, розлив питьевой воды, малая энергетика.