В отечественной авиаотрасли набирает обороты процесс консолидации. Вчера ОАО "Аэрофлот" и ГК "Ростехнологии" объявили о начале второго этапа по созданию глобального национального авиаперевозчика.
В результате на российском рынке появится по-настоящему крупный лидер мировой авиаиндустрии. Предполагается, что к 2025 году компания "Аэрофлот", которая сейчас получит мощнейший импульс для развития, сможет войти в пятерку сильнейших игроков на европейском авиарынке и в двадцатку на рынке мировом. По мнению аналитиков, для отечественной авиаиндустрии это будет означать выход на принципиально новый уровень развития.
Напомним, что планы о консолидации авиационных активов на правительственном уровне впервые были озвучены еще в феврале 2010 года, когда премьер-министр Владимир Путин поддержал предложение минтранса о передаче ОАО "Аэрофлот" шести авиакомпаний. Речь шла об активах, принадлежащих ГК "Ростехнологии": ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские Авиатрассы".
На первом этапе сделки сторонам предстояло согласовать стоимость передаваемых активов. В результате процесс затянулся почти на год. Первоначально активы ГК "Ростехнологии" были оценены чуть ли не в четверть стоимости самого "Аэрофлота". Впоследствии их стоимость была скорректирована до 1,8 млрд рублей - примерно 2,5% акций. Однако руководство "Ростехнологий" с данной оценкой не согласилось, заявив, что передаваемые активы стоят не ниже 10%, но с учетом дисконта - 8-9% от капитализации "Аэрофлота".
В результате был найден компромиссный вариант: ГК "Ростехнологии" получает 2,5 млрд рублей, т. е. чуть более 3% акций ОАО "Аэрофлот". На втором этапе консолидации предполагается переход от чистой экономики к вещам более практическим, а именно - совершенствование бизнес-моделей каждой из авиакомпаний, вошедших в группу "Аэрофлот". На сегодняшний день в советы директоров большинства консолидированных авиакомпаний вошли представители топ-менеджмента самого "Аэрофлота", кроме того, из трех авиакомпаний, имеющих форму ФГУПов, две уже были акционированы - "Россия" и "Оренбургские авиалинии". Третья компания - ФГУП "Кавминводыавиа" - пока что была разделена на авиакомпанию и аэропорт и в ближайшее время также будет акционирована.
Впрочем, система управления - не единственное новшество. В ближайшие годы в планах "Аэрофлота" - провести полное техническое переоснащение приобретенных активов. Во-первых, через "Ростехнологии" предполагается закупить 50 самолетов Boeing 737, во-вторых, будет сделана ставка также и на отечественного производителя. До 2020 года группа "Аэрофлот" в общей сложности предполагает приобрести 126 отечественных воздушных судов. Предположительно большинство из них будут Sukhoi SuperJet-100.
Результатом практической реализации столь амбициозных планов станет увеличение пассажиропотока группы "Аэрофлот" к 2020-2025 годам до 70 млн человек. Для сравнения: по итогам прошлого года пассажиропоток компании вырос почти на 30% и составил 11,28 млн человек. Столь грандиозное расширение позволит "Аэрофлоту" войти в пятерку крупнейших авиакомпаний Европы. Таким образом, отечественная авиаиндустрия оказывается в мейнстриме мировых тенденций в отрасли. Пережив сложный 2009 кризисный год, большинство крупных мировых игроков отрасли начали прирастать новыми активами. Один из свежих примеров - завершение в марте текущего года процесса слияния испанской авиакомпании Iberia и британской British Airways.
Для пассажиров грядущее объединение будет означать в первую очередь снижение цен на авиабилеты за счет снижения издержек, а также существенное расширение географии полетов. В частности, по мнению аналитиков рынка, приобретение "России" и "Владивостокавиа" позволит группе "Аэрофлот" укрепить свои позиции в таких крупных российских регионах, как Санкт-Петербург и Приморский край, а также повысить свою конкурентоспособность на азиатском рынке.
Кроме того, за счет получения хаба на Дальнем Востоке, "Аэрофлот" сможет увеличить перевозку на международных направлениях за счет организации большего количества стыковочных рейсов.
Все это будет означать большую прибыль для всех компаний, вошедших в группу, а значит, финансовые возможности для технического переоснащения. И в конечном итоге, снижение издержек и повышение безопасности полетов и уровня сервиса.