Известие о том, что отставной спикер Совета Федерации Сергей Миронов может прийти на Охотный Ряд депутатом, вызвало некоторую сумятицу в думских рядах. И непонятно, почему.
Может, думские "справороссы" перестарались, настраивая коллег из других фракций на то, что с приходом Миронова в Госдуме появится настоящий оппозиционный лидер? Но парламентское большинство, как выяснилось, было совсем не против того, чтобы Миронов поработал "минером в Думе". "А если "справороссы" будут добавлять какую-то жесткость в свою риторику, они встретят с нашей стороны совершенно адекватный ответ - мы этой жесткости не боимся", - предупредил первый вице-спикер Госдумы "единоросс" Олег Морозов.
Или всему виной личные отношения? Хотя большинство депутатов утверждали, что с Мироновым они вроде как "на дружеской ноге", впрочем, не скрывая при этом, что именно прошлогодняя поправка в закон, инициированная думским большинством, и помогла лишить его большого сенаторского кабинета.
На Охотном Ряду был, пожалуй, один явный и бескомпромиссный недруг Сергея Миронова - вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский. Вот он-то на очередном пленарном заседании и высказал то, что другие, наверное, хотели сказать, но молчали - экс-спикера Совфеда в Думу не пускать! "Наш комитет по регламенту должен связаться с ЦИК - нельзя допустить Миронова сюда, он должен остаться в Санкт-Петербурге", - настаивал главный либерал-демократ, пугая коллег тем, что с приходом Миронова в Думе распространится "мироновщина" - "он нам испортит обстановку".
Депутат фракции "Справедливая Россия" Валерий Гартунг попытался защитить лидера своей партии и напомнил ведущему заседание спикеру палаты Борису Грызлову, что "когда докладчики переходят на личности, надо им делать замечания". Впрочем, призывы Жириновского никаким образом не повлияли на намерение "справороссов" пройти всю предусмотренную законом цепочку действий, чтобы Сергей Миронов, возглавлявший партийный список на прошлых думских выборах, все-таки смог получить депутатский мандат.
Однако судьба бывшего спикера не слишком долго отвлекала внимание народных избранников. Думские коммунисты предложили поговорить о судьбе всего русского народа, который, по словам Владимира Федоткина, "сокращается по численности быстрее всех". "Готовьте документы, будут парламентские слушания", - быстро согласился Борис Грызлов.
Вдохновленные этим успехом, а еще больше, наверное, состоявшимся накануне разговором лидера Компартии Геннадия Зюганова с президентом, депутаты из КПРФ решили тут же прояснить и судьбу своей законодательной инициативы о конфискации имущества чиновников, которые не могут доказать, что приобрели его на свои официальные доходы. Такая норма предусмотрена 20-й статьей Конвенции ООН против коррупции. Саму конвенцию Дума в начале 2006 года ратифицировала, но без 20-й статьи. Коммунисты подумали, что сейчас самое время к ней вернуться. Однако полпред правительства в нижней палате парламента Андрей Логинов охладил их порыв, объяснив, что "к вопросу о ратификации статьи 20 мы можем вернуться только после завершения сложной процедуры присоединения России к международному протоколу, который определяет характер ответственности за коррупционные преступления международного характера". "В настоящее время эта процедура запущена, результаты ее ожидаются к середине осени", - сказал Логинов.
Дальше пятничное пленарное заседание уже шло по повестке. Дума окончательно закрепила отмену перевода стрелок то на летнее, то на зимнее время и узаконила "часовую зону", которая может не совпадать с "часовым поясом". Депутаты одобрили во втором и сразу в третьем чтении поправки в федеральный бюджет-2011, распределив дополнительные доходы таким образом, чтобы немного порадовать и студентов, чья стипендия с 1 сентября подрастет на девять процентов, и работников культуры, которым обещана прибавка к зарплате. В два раза увеличивается финансирование модернизации детских садов, 99 миллионов рублей направляются на выплату компенсаций по уходу за нетрудоспособными гражданами, на пособия и компенсации военнослужащим, уволенным в запас, на ежемесячные пособия детям военнослужащих.
А вот владельцам подпольных казино пятничный думский день принес большие огорчения. Народные избранники безо всяких сомнений поддержали в первом чтении президентские поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за организацию незаконного игорного бизнеса. Штрафы обещаются немалые - для граждан до пяти тысяч рублей, для должностных лиц до 50 тысяч рублей, а юрлица должны будут отдать в пользу государства от 700 тысяч до миллиона рублей и игровое оборудование в придачу. Если этот противоправный бизнес сопряжен с извлечением дохода в особо крупном размере и совершен организованной группой, наказание будет еще суровее - лишение свободы на срок до шести лет. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов объяснил, чем вызваны подобные жесткие меры. "Сейчас на наших глазах разворачивается так называемый игорный скандал, еще раз убедительно свидетельствующий, что на этот бизнес как мухи на мед слетается весь криминал, в том числе и еще не вычищенный из правоохранительных органов, - заметил Морозов. - Нарушения законодательства приобрели массовый и повсеместный характер. По сути дела государству брошен прямой вызов, на который должен последовать адекватный ответ. Если мы допустим здесь слабину, можно ждать взрыва правонарушений и в других сферах".
Законопроект уточняет и ответственность за экстремистскую деятельность. Публичные призывы к ней через средства массовой информации могут привести к лишению свободы до пяти лет. А создание экстремистского сообщества и руководство им грозит потерей права занимать определенные должности на срок от пяти до десяти лет. К тому же уголовными делами по этим преступлениям теперь будет заниматься Следственный комитет.