Московской Международной киношколе (средней общеобразовательной школе N 1318) - исполняется 20 лет. Немного, по сравнению с иными. Но, без преувеличения, другой такой - нет.
В школе всего 90 учеников. Впрочем, называют их, как в вузе, - студентами. А уроки - "парами". Вместо каникул - экспедиции на Соловки или поездки в детские дома: таких "подшефных" у школы больше 10. Почти все педагоги работают по своим авторским программам. ЕГЭ их подопечные сдают очень даже неплохо, и все поголовно поступают в творческие вузы.
"Вот здесь давайте поговорим", - приглашают меня в крохотную комнатку. Оказывается, даже директор школы Ольга Керзина не имеет кабинета, а занимает лишь стол в учительской. Единственная ее привилегия - прекрасный компьютер, за которым, впрочем, иногда разрешают поработать и ученикам. "Мне сидеть некогда, - улыбается она. - Да и места у нас слишком мало". Школа, стыдно сказать, не имеет собственного здания: занимает второй этаж у "коллег" - центра образования N 118. Когда-то разместили временно, а переселить недосуг уже десять лет.
И директор, и ее зам - выпускники ВГИКа. Люди по-настоящему увлеченные своим делом, они на "пустяки" вроде просторных кабинетов, респектабельных столов и секретарш внимание не заостряют. Их тут просто нет. Зато даже уборщица знает, какие фильмы снял Михаил Калатозов и чем прославился российский кинооператор Леван Пааташвили. Потому что в уборщицы сюда берут по конкурсу.
В комнату заглядывает кудрявая девушка. Знакомимся. Аглая - одиннадцатиклассница, из актерской семьи. Мечтает о кино и хочет быть режиссером: "Сняла бы по Набокову "Приглашение на казнь" так, чтобы обязательно в сюжет вплетался XX век". - "А сериалы стала бы снимать? Или мыльные оперы? Ну, из-за денег хотя бы?" Аглая секунду молчит. Потом выдает: "Наш художественный руководитель Алла
Ивановна часто цитирует Раневскую: "Деньги уйдут, а позор останется!"
Сегодня после уроков у Аглаи еще занятия по истории искусств, кинопроизводству и сценарному мастерству. Одновременно идет подготовка к Единому экзамену. Пробные тесты по математике будущий режиссер сдала на 50 баллов, литературу - на 70. "Надо подтянуться!" - вздыхает.
Будущего учебного года в киношколе ждут с тревогой: чем обернется введение новых методов оплаты труда и финансирования? Такие учебные заведения не очень вписываются в нынешние реформы. Зато имеют свое лицо, дают хорошее базовое и дополнительное образование, а дети после уроков не спешат домой. Но после изменений в принципах финансирования, как показывает опыт регионов, прежде всего приходится сокращать штат именно педагогов допобразования, психологов. И вообще урезать все расходы, не связанные напрямую с обучением. В том случае, если, конечно, не помогут местные власти.
Что делать, если у региона не найдется средств? Можно, к примеру, присоединять небольшие школы к какому-либо другому учебному заведению. Однако это означает потерю творческого профиля. В большой школе придется подчиняться общим правилам. И ни о каком индивидуальном обучении музыке или операторскому искусству в школе, где 4-5 тысяч учеников, нет и речи.
По мнению руководителей киношколы, спасти уникальное учебное заведение можно, сделав его колледжем. Разговоры такие идут, пока никто не возражает. Киношная общественность хочет обратиться за поддержкой к мэру Москвы и готова всячески помочь - и техникой, и кадрами. Только вот загвоздка - у киношколы нет своего помещения, и колледж вроде как и негде создавать.
Чулпан Хаматова, заслуженная артистка России:
- Я знаю выпускников киношколы по совместной работе в театре и кино и могу судить о достойном уровне их подготовки. Искусство для педагогов и учеников школы - не просто ремесло или способ самовыражения, но проводник сострадания и надежды.
Валерий Тодоровский, режиссер, продюсер:
- Киношкола доказала, что может готовить кадры для отечественной киноиндустрии. Я учился в этой киношколе, когда она была еще киностудией Дворца пионеров, и без нее не могу представить своего пути в кинематографе.