"Евровидение" закончилось. Забудьте. Только такой совет хотелось бы дать российским зрителям этого музыкального шоу, которые наблюдали, как из якобы фаворита наш участник превращается в "мальчика для битья".
О том насколько удачным был российский музыкальный номер, который европейцы поставили на 16-е место, можно, разумеется, спорить. Ссылаться на необъективность судейства и прочие мелкие или крупные объективные обстоятельства. Такова доля проигравших. Но, увы, следует признать - ни одна страна Старого света не поставила нашему исполнителю высший балл. И этому трудно найти исключительно политические причины, как мы пытались делать в прошлые годы.
Однако, слушая оценки, которые давались по итогам этого провального выступления, мне запомнился один комментарий, который, как мне кажется, многое в этой истории объясняет. Так журналист, сообщил в тысяча первый раз, какой знаменитый американский композитор написал песню для нашего участника, сказал примерно следующее: "Алексей Воробьев выполнил свои задачи - он познакомил со своими возможностями зарубежную публику в преддверии выпуска нового диска".
Конечно, можно порадоваться за россиянина - тот получил бесплатный пиар. И, бесславно завершив выступление на "Евровидении", поехал отдохнуть. Конечно, не в Сочи, а в Канны, как и положено новой европейской звезде.
Но только какое отношение все это имеет к России? Правильно, никакого. Потому что мы думали, что болеем за представителя своей страны. А оказалось, что участвовали в непонятно кем задуманной и успешно реализованной личной пиар-акции никому неизвестного прежде исполнителя, россиянина по паспорту. Или, если быть более корректным, известного, но только в узких кругах.
По сути, на прошлой неделе нас всех просто использовали для раскрутки еще одной то ли звезды, то ли звездочки поп-небосклона, которой, по большому счету, до музыкального престижа России не было никакого дела. Показать себя и посмотреть других у него получилось. А вот доказать, что в России есть певцы, способные на равных конкурировать на общеевропейской сцене, не вышло. И это особенно унизительно после успешных выступлений наших артистов на "Евровидении" прошлых лет.
Политический заговор? После того, как теперь уже бывшего главу МВФ Доминика Строс-Кана на прошлой неделе посадили в нью-йоркскую тюрьму, теория "заговоров" стала особенно модной в мировой прессе. Увы, на музыкальном олимпе, где свое мнение высказывают миллионы зрителей, всерьез рассуждать о заговоре сложно.
Это верно, что "Евровидение" всегда был своего рода смотром политических пристрастий, где европейские страны-соседи охотно "радели родным человечкам". Но эти региональные междусобойчики, тем не менее, никогда не мешали россиянам добиваться успеха. Причем даже в те годы, когда репутация России в глазах общественного мнения Европы была далеко не идеальной.
Но сегодня, когда "русофобия" в Старом свете уходит в прошлое, кивать на политические мотивы голосования европейских телезрителей просто глупо. Куда важнее признать - вместо того, чтобы сделать отбор российских участников на "Евровидение" публичным и прозрачным, вместо того, чтобы сделать этот процесс делом престижным и государственным - ведь мы болеем за представителя нашей страны, все это превратилось в некую частную бизнес-схему. Со всеми вытекающими из такой частной инициативы последствиями - неудачным репертуаром, раздутым самомнением участника и полным отсутствием критичного отношения к происходящему. На этом фоне победа представителя далеко не самой европейской страны - Азербайджана - выглядит вполне заслуженной.
Кстати, на прошедшей неделе произошло еще одно знаковое событие. Оно не имеет никакого отношения ни к "Евровидению", ни к музыке. Но его также можно отнести разряду явлений подпадающих под определение "себя показать". А дальше хоть трава не расти. Ведущая прогноза погоды на украинском телевидении была уволена с работы. Причина столь жесткого решения руководства заключалась в следующем: выступая в прямом эфире с рассказом о погоде, женщина решила заодно рассказать телезрителям, что она думает о современной украинской политике. Думаю, не надо объяснять, что думала она о ней очень плохо.
В итоге телезрители, которые хотели всего лишь узнать температуру воздуха на завтра, были вынуждены прослушать политинформацию от человека, чье мнение по политическим вопросам их абсолютно не интересовало. Но украинской телеведущей, которая хотела "себя показать", на аудиторию было плевать. И теперь после оказанной ей поддержки рядом политических партий, при определенной удаче она сможет в будущем попасть в Верховную раду. Только вот какое все это имеет отношение к такой элементарной вещи, как уважение. Уважение к своему народу, к телезрителям, к коллегам? До них-то как раз ни певцу Алексею Воробьеву, ни украинской телеведущей не было никакого дела. Они решали собственные задачи.
Стоит ли после этого удивляться, что рейтинг последнего "Евровидения" в России оказался существенно ниже, чем в предыдущие годы, а украинский телеканал принял решение в будущем отказаться от прямого эфира и показывать прогнозы погоды только в записи.