Черноморскому флоту России вновь создают "штормовые условия". Раньше этим занимались украинские власти. Теперь - оппозиция. Поводом для ее выступлений стала годовщина ратификации Верховной радой харьковских соглашений, когда с получением ценовой скидки на газ Украина продлила срок пребывания ЧФ РФ на своей территории. Представители 14 оппозиционных партий потребовали срочной отмены этих соглашений, поскольку они несут "смертельную угрозу для суверенитета Украины". Дата ратификации была названа "черной, позорной" и "самой унизительной для каждого украинца". Как заявил один из лидеров партии, "Россия не добьется, чтобы ее влияние в Севастополе оставалось вечным". Участники митинга потребовали от Верховной рады "безотлагательно рассмотреть и поддержать" внесенный оппозицией законопроект о денонсации харьковских соглашений, а от президента - обеспечить "обязательное выполнение положений Конституции". Пугая сограждан "российской экспансией", уличные активисты размахивали плакатами: "Сегодня - Южная Осетия, завтра - Крым!"
Кстати, в Крыму наблюдается весеннее обострение. Крым верен традиции, им же и установленной с постсоветских времен: каждому бархатному сезону здесь неизменно предшествует небольшая "бархатная революция". Она вспыхивает 18 мая - в очередную годовщину насильственного выселения крымских татар из Крыма. Вот и на этот раз в Симферополе прошел митинг, организованный крымско-татарским меджлисом. Звучали традиционные требования - восстановить национальную государственность крымских татар, обеспечить их представительство во власти. Одновременно раздавались призывы, и тоже привычные, вернуть крымским татарам земли, когда-то у них отнятые. Представители русскоязычного населения ответили на это плакатами: "Татары, не провоцируйте славян! Не разжигайте межнациональную рознь в Крыму!", "Нет - самозахватам земли!"
Что ж, сохранение пророссийского анклава на Украине, каковым является этот беспокойный полуостров, для Москвы остается актуальной задачей. Но поддержать русских жителей Крыма в их стремлении ограничить аппетиты крымских татар Москва не может. Во-первых, такая поддержка, пусть даже в мягкой форме, была бы болезненно воспринята Киевом - там ее расценили бы как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Во-вторых, Москва понимает, что тягаться с властями Украины за свои права у крымских татар, увы, хватает оснований. В Крыму около 300 поселков, населенных 260 тысячами потомственных сынов и дочерей великой Таврии. Эта отдельность существования, это получение социальных благ по национальной квоте, может, так уж не угнетали бы обитателей мест "компактного проживания", будь казна к ним добрее, чем к прочим. Или будь она равно немилосердна ко всем. Но и в этом и в том, что безработица в кругу крымских татар втрое выше, чем в среднем на полуострове, и во всем остальном жители "национальных" поселков ощущают себя жертвами утвердившейся здесь гражданской разносортицы.
Председатель Общественного совета по защите конституционных прав Автономной Республики Крым Леонид Грач говорит: "Крым начинен сепаратистскими настроениями, как динамитом. Восстановление крымско-татарской национально-территориальной автономии - это шаг к опаснейшему конфликту. Ведь того же станут вправе потребовать и другие коренные народа Крыма - греки, немцы, болгары, армяне, караимы, не говоря уж о русских..."
Поднимать политическую волну вокруг Крыма, и в частности Севастополя, Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко (непримиримые соперники сплотились на нелюбви к России) сейчас помогают радикалы из УНА-УНСО и других националистичеких организаций. Они срывают таблички с ворот на российских военных объектах, пикетируют маяки. Насчет последних украинская оппозиция того же мнения, какого прежде придерживалась украинская власть: маяки - наши, они подлежат возвращению. По мнению оппозиционеров, ссылки Москвы на межгосударственное соглашение по Черноморскому флоту, подписанное в 1997 году, неосновательны. Потому что, считают украинские радикалы, ни один из маяков не включен в документ о разделе ЧФ и отсутствуют акты об аренде. На самом же деле именно в базовом соглашении о разделе ЧФ отдельным пунктом прописана аренда всех навигационно-гидрографических объектов.
Но если отрешиться от юридической казуистики, прекратить дотошно вчитываться в текст давнего соглашения по ЧФ на предмет изыскания в нем противоречий и несообразностей, взглянуть на ситуацию незашоренным оком, - тотчас станет понятно: гидрография ни при чем. Какие маяки?! Утрата контроля над крымскими гидрографическими объектами, равно как и приобретение его, не может отразиться на безопасности мореплавания - что для российских судов, что для украинских. Современные технологии навигации позволяют флотоводцам спокойно обходиться без всяких маяков. Сегодня маяк - расхожий символ морской романтики, и только.
Маяки ни при чем. Украинской оппозицией движет стремление добиться денонсирования харьковских соглашений и желание обвинить Виктора Януковича в предательстве национальных интересов.
В каком-то смысле Виктору Ющенко править было легче. Его никто не подозревал в способности предать украинские интересы в угоду Москве. Ему не надо было оглядываться на местных националистов, не было нужды доказывать свою приверженность принципам суверенитета и независимости. А вот Виктору Януковичу - приходится.
Россия надеется на дальнейшее сближение с Украиной. Того же ждет и значительная часть украинского общества. Но подталкивать Януковича под руку - значит только осложнять ему жизнь. Чем сильнее Москва будет давить на нового украинского президента, тем решительнее ему придется отметать подозрения в проведении пророссийского курса, тем усерднее надобно будет доказывать свою европейскую ориентацию. И хотя вопрос о вступлении Украины в Евросоюз пока не стоит в повестке дня, никуда от Запада Украина не денется - так же, как и от России не отдалится. Януковичу и впредь придется проводить двухвекторную внешнюю политику, в которой Россия, возможно, и не будет главенствовать, но неминуемо останется важным направлением.
Чем меньше будет идеологической риторики и чем больше реализма и прагматики, тем скорее Россия и Украина достигнут реального стратегического партнерства. А уповать лишь на то, что Виктор Янукович Москве ближе, чем его предшественник, не стоит. Он-то, может, и ближе, но с его приходом тугие узлы российско-украинских отношений - газ, русский язык, граница в Керченском проливе - сами собой не развяжутся.
С момента распада Союза и до оранжевой революции Москва искала на Украине пророссийских политиков, способных возглавить страну, и делала ставку только на них. Но пророссийских политиков на Украине нет. Так что неоткуда взяться и пророссийскому президенту. Достаточно того, что перезагрузка в отношениях между Москвой и Киевом идет хорошим темпом. И чтобы она состоялась, Москве следует как минимум отказаться от завышенных ожиданий и не требовать от Киева невозможного.