Сегодня в подмосковной Истре под патронатом первого вице-премьера Виктора Зубкова проходит "круглый стол", посвященный проблемам реставрации Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Накануне его наместник, игумен Феофилакт (Безукладников), рассказал "РГ" об ожидаемых обсуждениях окончательного проекта восстановления.
Российская газета: Какие темы будут обсуждаться сегодня?
Игумен Феофилакт: Решение собрать этот "круглый стол" было принято на заседании Попечительского совета по восстановлению монастыря, за ним - поручение президента РФ Дмитрия Медведева и благословение святейшего патриарха Кирилла. На нем будут обсуждаться подходы к реставрации монастыря и принципы, которые необходимо соблюдать, производя воссоздание столь важного для российской культуры и духовности объекта. Монастырю в этом году исполняется 350 лет. Главным архитектором его был святейший патриарх Никон, создавший это прекрасное, чудное творение. Но дальше в его облик вносились изменения. И надо сказать, что в привнесениях участвовали самые лучшие архитекторы как царской, так и советской и современной нам России. Достаточно назвать имена Мичурина, Бланка, Растрелли, Казакова, Щусева, Барановского. И сегодня важно сохранить труды и наследие каждого из этих архитекторов и при этом создать гармоничную картину всего ансамбля.
РГ: Специалисты сегодня должны выбрать решение о том или ином варианте воссоздания?
Игумен Феофилакт: Да, разумеется, при проектировании восстановительных работ у нас проходят постоянные реставрационные научные советы, на которых по каждому объекту рассматриваются альтернативные предложения: как воссоздавать тот или иной объект, в состоянии какого века, в каком стиле? И все это с целью сохранить гениальное творение того или иного автора. Задачи сегодняшнего "круглого стола" - еще раз все предложения заслушать и поддержать те позиции, которые наиболее убедительны с научной и исторической точек зрения.
РГ: Вы довольны тем, как ведется воссоздание монастыря?
Игумен Феофилакт: Да, оно ведется так, как возможно его вести. Это в самом деле сложный объект, ведь это авторское творение. Реставрированнный монастырь будет результатом коллективного труда, но нам очень важно, чтобы и после него можно было почувствовать, чего все-таки хотел автор. Надеемся, что с Божией помощью нам все-таки удастся выразить, чего все-таки хотел Патриарх Никон, максимально приблизиться к его замыслам и замыслам других великих архитекторов, трудившихся в Новом Иерусалиме. Работа эта очень сложная (Новый Иерусалим открывается нам очень медленно, очень постепенно. И по мере того как у нас появляются новые археологические, архивные, исследовательские данные, наша мысль движется вперед.
РГ: Хорошо ли идет, по-вашему, исполнительская работа?
Игумен Феофилакт: В меру наших возможностей. Мы, может быть, даже слишком рано выбрали генерального подрядчика во времена. когда у нас шли исследовательские, изыскательские, архивные, археологические научные работы. Но тем не менее генподрядчик уже ведет восстановительные работы.
РГ: Какое принято решение по захоронениям внутри собора?
Игумен Феофилакт: Внутри Воскресенского собора есть ряд захоронений, и прежде всего Святейшего патриарха Никона и ряда других иерархов, монахов, настоятелей, царских чиновников. По каждому захоронению будет приниматься отдельное решение. Наше самое главное желание - из чувства любопытства ни в коем случае не прикасаться ни к какому захоронению. Мы стараемся сохранить покой погребенных здесь усопших. И только там, где ход реставрации может этого потребовать, может быть временный перенос захоронения с возвращением затем их на свое место.