Отмашку прокладке горизонтального тоннеля под эскалаторы для будущего второго выхода со станции метро "Марьина Роща" дал в минувшую субботу мэр Москвы Сергей Собянин.
Станция "Марьина Роща" Люблинско-Дмитровской линии открылась в июне 2010 года. Пока у нее один выход - рядом с Третьим транспортным кольцом. Через четыре месяца начали строить второй выход - на Шереметьевской улице, прямо напротив театра "Сатирикон". В конце апреля здесь появился тоннелепроходческий комплекс Lovat канадского производства, который должен прорубить в земле канал диаметром 9,6 метра для установки эскалаторов. Как рассказал корреспонденту "РГ" горный инженер Евгений Сомов, оборудование монтировали примерно три месяца. В Москве подобный комплекс - единственный. Другой комплекс позволяет бурить породу по горизонтали. С появлением такой техники проходка пошла намного быстрее, безопаснее и качественнее. "Не нужно больше замораживать грунт, герметизировать тоннель, - пояснил руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. - Раньше герметизация эскалаторных тоннелей выполнялась вручную, что требовало много времени и рабочих рук. Новые технологии позволяют в полтора раза ускорить строительство, так как щит оставляет за собой совершенно сухой тоннель, покрытый железобетонными кольцами, практически готовый к отделке и монтажу эскалаторов".
Знакомя мэра с проходческим комплексом, глава "Мосметростроя" Евгений Кашин отметил, что первоначально тоннель хотели сдать в декабре 2012 года. Использование наклонного щита, который, кстати, впервые был применен как раз при строительстве первого выхода из "Марьиной Рощи", позволило на полгода приблизить намеченное время.То есть первые пассажиры должны пойти по эскалаторам уже в июне следующего года.
Хотя, признаются метростроевцы, попотеть им все-таки придется. Грунт сложный - известняки, глина, плавуны. Вниз нужно пройти на 110 метров. Именно такова длина будущих эскалаторов. В день удается проложить лишь одно кольцо шириной метр. Следовательно, и колец будет 110. Евгений Сомов рассказывает:
- Сейчас уже запущен ротор, он бурит породу. Бетонный слой под поверхностью земли еще не пройден. Проходка идет медленно. Когда начнутся мягкие грунты, работа пойдет веселее. Прорубила машина породу, грунт поднимается на поверхность и вывозится грузовиками на свалки. Дальше - монтаж колец. Они огромные, состоят из нескольких частей, которые крепятся между собой и в грунт стальными болтами наверху, а дальше прессом проталкиваются внутрь. Весь процесс компьютеризирован и механизирован.
"Такая техника будет востребована", - считает Сергей Собянин, напомнив о программе развития метрополитена в столице, в соответствии с которой столичные власти обещают построить за пять лет 75 километров новых линий подземки. Вот и "Марьиной Рощей" сооружение нового участка Люблинско-Дмитровской линии не заканчивается. Дальше ветка пойдет на северо-восток в район Бескудниково, который сейчас считается малопривлекательным для проживания, так как до ближайшей станции метро "Петровско-Разумовская" нужно добираться еще общественным транспортом. Но это долго и неудобно, так как на ближайших дорогах вечные заторы. В Бескудниково метро придет не раньше 2014-2015 годов. Станция будет называться "Селигерская". Работы по ее прокладке начались еще в 1978-1979 годах. В 1980 году их остановили, а вырытый на месте будущей станции котлован засыпали. Более поздняя попытка возобновить стройку ограничилась тем, что сконструировали сооружение, прикрывающее сверху шахту, но в середине 1990-х годов его ликвидировали. И вот - третья попытка возобновить сооружение "Селигерской". На данный момент проводятся инженерно-геологические изыскания.