О Денисе Осокине так называемый широкий зритель, а заодно с ним и широкий читатель узнали после выхода фильма Алексея Федорченко "Овсянки", сценарий которого как раз и был написан Осокиным на основе его же одноименного произведения. За сценарий Осокин получил премию "Ника". Теперь, видимо, наступает черед литературного чествования.
В издательстве "КоЛибри" в серии "Уроки русского", направленной на своеобразное "возвращение" широким кругам читателей той литературы, которая пока известна в основном лишь специалистам и самым внимательным читателям, вышел авторский сборник Осокина, уже попавший в длинный список претендентов на премию "Большая книга".
Тому, что написал Осокин, этот молодой казанский писатель-поэт, довольно проблематично подобрать жанровый ярлык. В сборник включены "Овсянки" и еще двадцать шесть произведений, условно говоря, малой формы, которые сам Осокин называет "книгами". Эти осокинские "книги" ведут себя весьма самостоятельно: то меняют маски авторов и жанровые формы, то вдруг принимаются рассказывать анекдотические истории, а то и вовсе перерезают сюжетную нить. И находятся они словно за границей литературы вообще, преодолевая не просто жанровые и стилевые условности, но разрушая традиционные формы их восприятия.
Осокин вместе со своими "книгами" путешествует сквозь мифологизированную им самим реальность, останавливаясь в местах, особенно созвучных не то чтобы его сердцу, а скорее его фольклорному интересу. Один из персонажей-рассказчиков сборника мечтает стать филологом-фольклористом, правда, для этого проделывает довольно замысловатый путь через учебу на гидрогеолога. Его "книга" - собрание поэтических зарисовок в прозе на самые разнообразные темы: от признания в любви Юрию Гагарину и Анне Герман до эротических историй. Это путешествие по сугубо индивидуальному внутреннему миру человека, способного сконструировать на его основе мир художественный, довольно уникальный для современной литературы. Критики уже отмечали, что основа творчества Осокина - фольклор. Иногда главным сюжетообразующим элементом становится какой-нибудь народный обычай. В "Овсянках" это древний похоронный обряд мерян - доживших до наших дней потомков угро-финского народа. Но за каждым внешним - игровым - обрядом зачастую стоит нечто большее. Во всем сборнике и в "Овсянках", в частности, это метафора пути, путешествия или прохождения сквозь. Не случайно сборник заканчивается именно нашумевшей повестью.
"Книги" Осокина стремятся к финальному аккорду в "Овсянках", туда, где сходятся многие мотивы осокинской прозы-поэзии и заканчивается путешествие. Герои "Овсянок" - Аист и Мирон - хоронят жену Мирона по традиционному обычаю, сжигая ее тело и отдавая прах воде, их путешествие завершено. А любое путешествие, любая дорога, по большому счету, подразумевает единственный пункт назначения. Герои просят у овсянок бессмертия, те "бросаются с поцелуями в глаза водителю", и машина срывается с моста в реку. Река, вода - лейтмотив всей повести и пункт назначения всего сборника, и, если оттолкнуться от термина "роман большой дороги", то, по этой аналогии движения и перемещения, сборник Осокина выглядит "книгой большой реки", реки, которая может унести куда угодно, хоть в бессмертие.