Совет глав государств СНГ объявил 2011 год Годом повышения продовольственной безопасности Содружества. Речь идет в первую очередь о текущих и прогнозных балансах взаимопоставок сельхозпродукции, в том числе сырьевой, а также о ценах таких поставок и о развитии комплексной переработки сельхозсырья. Последнее, естественно, требует совместных капиталовложений и более тесного партнерства государства и бизнеса на межгосударственном уровне.
По данным ФТС, доля стран Содружества в стоимости российского импорта продовольствия ныне достигает 15%. Для оптимизации сельхозторговли РФ с другими странами Таможенного союза и СНГ в целом эксперты рекомендуют балансы спроса-предложения по широкому ассортименту агропродукции как по отдельным регионам России, так и по странам СНГ - экспортерам продовольствия, в том числе сельхозсырья в РФ. Именно такие балансы позволят правильно выбирать агропроекты, где особенно требуются механизмы ГЧП. Такого рода балансы между РФ и Казахстаном, Беларусью и Россией уже реализуются. Причем российско-белорусские балансы взаимных агропоставок существуют более 10 лет - они первые в СНГ. Целесообразно, как считают специалисты, составление балансов по взаимопоставкам продукции сельхозмашиностроения. А с учетом развития в России сети российско-белорусских цехов по сборке белорусской сельхозтехники именно в этой сфере потребуется широкое применение ГЧП.
Однако в СНГ и Таможенном союзе, в том числе в их аграрной сфере, пока имеются "разночтения" в механизмах госзакупок, ценообразования и ГЧП. Они существуют и в наиболее дееспособном интеграционном блоке - Союзном государстве России и Беларуси. Так, в РФ в отличие от Беларуси существует только конкурсная система отбора организаций, в том числе зарубежных, по реализации экономических проектов и в системе госзакупок в РФ. Обозреватель "РБГ" задал вопрос вице-премьерам Московской области и Беларуси Василию Громову и Сергею Румасу: "В связи с существованием Союзного государства и формированием Единого экономического пространства в рамках ТС не предусматривается ли безконкурсная квота для белорусских и казахстанских экономических структур в России?"
"Вопрос актуальный, но не совсем по адресу, - ответил Василий Громов. - Мы - субъекты Федерации и кроме предоставления местных льгот для белорусских партнеров не можем менять систему российского законодательства. Но такую постановку вопроса разделяют Московская область и другие субъекты Федерации".
"Я - участник комиссии Таможенного союза, - заявил Сергей Румас. - Вопрос допуска инвестиционных и других экономических структур Беларуси и Казахстана к системе госзакупок в РФ обсуждается и по мере развития ТС и ЕЭП, полагаю, будет решен".